SociologyBest

Основы социологии

Опросные методы
Страница 4

Социальная мобильность » Опросные методы

По способу распространения анкет опросы подразделяются на:

- раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее - очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней - заочный раздаточный опрос)

- почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту)

- прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)- телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно -телеграфной сети).

По типу исследовательских задач опросы бывают:

- глубинный (нацелен на получение поисковой информации)- фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)- стандартизированный (нацелен на получение статистической информации)- социометрический (нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах)

По уровню компетентности респондентов различают:

- массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме) - массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)

- симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования) - экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных. Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в социальном исследовании.

Интервью.

Однако при всей важности анкетного метода этого метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется, прежде всего, со стороны второй разновидности опросного метода, каковым является социальное интервью.

Социологическое интервью имеет широкий спектр применения, его используют на подготовительной стадии исследования; при проведении пилотажного исследования с целью корректировки, отработки социального инструментария; как самостоятельный метод исследования (сегодня один из основных) и как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социального исследования. Интервью - это наиболее гибкий метод сбора социальной информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения социолога и респондента. При проведении анкетирования оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социального интервью контакт между социологом - интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, просить у него дополнительной информации с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно при анкетировании).

При этом очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использовании метода интервью будет затрачено гораздо больше времени, чем при использовании анкетного метода.

Страницы: 1 2 3 4 5


Комплексный подход в исследованиях электоральной ситуации
Когда в России на рубеже 1980-90-х произошли революционные по масштабу политические и социальные изменения, превратив её в декларировано демократическую рыночную страну, изменился механизм формирования властных элит. Теперь главным способ ...

Классификация социальных потребностей. Мотивы социального действия как отражение социальных потребностей
Совершает человек наиболее значимые поступки осмысленно, то есть совершает социальное действие. Без учета мотивов того внутреннего смысла, который вкладывается человеком, социальной общностью людей в свои усилия для реализации той или ино ...

Гендерная составляющая социальной политики в современной России
Само понятие социальной политики непосредственно связано с понятием государства всеобщего благосостояния (социального государства). «Социально государство представляет собой такой тип общественного устройства, при котором государство гара ...