SociologyBest

Основы социологии

Сущность рынка труда, его функции и классификация. Понятие рынка труда

Материалы » Экономика труда и социально-трудовые отношения » Сущность рынка труда, его функции и классификация. Понятие рынка труда

Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с куплей и продажей товара «рабочая сила». Кроме того, рынок труда является сферой трудоустройства, формирования спроса и предложения на рабочую силу. Его можно рассматривать и как механизм, который обеспечивает согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Особенность рынка труда состоит в том, что он охватывает не только сферу обращения товара «рабочая сила», а и сферу производства, где наемный работник трудиться. Отношения, возникающие в процессе производства, затрагивают важные социально-экономические проблемы, а поэтому требуют особого внимания со стороны государства.[3, 10]

В рыночной экономике рынок труда охватывает всех способных трудиться как занятых, так и не занятых наемным трудом. Среди незанятых различают такие группы трудоспособных людей:

ü Лица, не работающие, но желающие трудиться и занимающиеся поиском работы;

ü Лица, которые хотя и имеют работу, но не удовлетворены ею и заняты поиском нового места основной работы или дополнительной работы;

ü Лица, которые имеют работу, но рискуют ее утратить, а поэтому заняты поиском нового места работы.

Указанные категории людей и определяют предложение на рынке труда.

Для возникновения, формирования и функционирования рынка труда должны быть обеспечены правовые условия функционирования этого рынка, в частности, возможность свободного перемещения на нем гражданина и свободного выбора работы.

Покупателем товара «рабочая сила» на рынке является предприниматель, который имеет все необходимое для ведения собственного хозяйства.[5, 8]

Важным условием формирования и функционирования рынка труда является также соответствие работника требованиям рабочего места, а предложенного места – интересам работника.

Необходимыми условиями функционирования рынка труда является также организация единой, замкнутой по территории страны и эффективно действующей системы бирж труда; широко масштабной системы профессиональной ориентации, профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки; наличие на территориальных органах исполнительной власти необходимых финансовых и материальных средств, достаточных для организации эффективной работы системы трудоустройства, организации общественных работ, стимулирования занятости; социальная поддержка граждан, включая безработных и членов семей, которые находятся на их содержании.

Элементами рынка труда является: товар, спрос, предложение и цена. Товаром на рынке труда выступает индивидуальная рабочая сила, которая представляет собой совокупность физических и духовных качеств человека, которые используются в процессе производства товаров и услуг.

Индивидуальный спрос на рабочую силу – это спрос отдельного работодателя; и совокупный – это рыночный спрос всех фирм, организаций, действующих на рынке.

Предложение на рабочую силу характеризует численность трудоспособных людей с учетом их пола, возраста, образования, профессии и т.д.

Соотношение между спросом на рабочую силу и ее предложением характеризуется таким показателем, как нагрузка на одно свободное место.

Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы. Высокая заработная плата ограничивает предпринимателя в дополнительном приеме на работу других работников. В то же время низкая заработная плата снижает трудовую заинтересованность наиболее квалифицированных и профессиональных работников.[3, 12-13]


Особенности базовой модели имиджа как алгоритма духовной жизни общества
Описанное во введении к настоящей работе, пусть в самом общем виде, движение современной имиджелогии прямо сказывается и в области собственно фундаментальных моделей природы имиджа. Социальнопсихологический «заказ» оказывается достаточно ...

Социальное партнерство и регулирование безработицы
В 1998 г. принята и реализуется «Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ за 1998-2000 годы». В ней включен специальный раздел «Социальное партнерство на рынке труда». В нем определена роль работодателей и представи ...

Социологические основы политики
Политика, писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». Сфера политики при ...