SociologyBest

Основы социологии

Сущность рынка труда, его функции и классификация. Понятие рынка труда

Материалы » Экономика труда и социально-трудовые отношения » Сущность рынка труда, его функции и классификация. Понятие рынка труда

Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с куплей и продажей товара «рабочая сила». Кроме того, рынок труда является сферой трудоустройства, формирования спроса и предложения на рабочую силу. Его можно рассматривать и как механизм, который обеспечивает согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Особенность рынка труда состоит в том, что он охватывает не только сферу обращения товара «рабочая сила», а и сферу производства, где наемный работник трудиться. Отношения, возникающие в процессе производства, затрагивают важные социально-экономические проблемы, а поэтому требуют особого внимания со стороны государства.[3, 10]

В рыночной экономике рынок труда охватывает всех способных трудиться как занятых, так и не занятых наемным трудом. Среди незанятых различают такие группы трудоспособных людей:

ü Лица, не работающие, но желающие трудиться и занимающиеся поиском работы;

ü Лица, которые хотя и имеют работу, но не удовлетворены ею и заняты поиском нового места основной работы или дополнительной работы;

ü Лица, которые имеют работу, но рискуют ее утратить, а поэтому заняты поиском нового места работы.

Указанные категории людей и определяют предложение на рынке труда.

Для возникновения, формирования и функционирования рынка труда должны быть обеспечены правовые условия функционирования этого рынка, в частности, возможность свободного перемещения на нем гражданина и свободного выбора работы.

Покупателем товара «рабочая сила» на рынке является предприниматель, который имеет все необходимое для ведения собственного хозяйства.[5, 8]

Важным условием формирования и функционирования рынка труда является также соответствие работника требованиям рабочего места, а предложенного места – интересам работника.

Необходимыми условиями функционирования рынка труда является также организация единой, замкнутой по территории страны и эффективно действующей системы бирж труда; широко масштабной системы профессиональной ориентации, профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки; наличие на территориальных органах исполнительной власти необходимых финансовых и материальных средств, достаточных для организации эффективной работы системы трудоустройства, организации общественных работ, стимулирования занятости; социальная поддержка граждан, включая безработных и членов семей, которые находятся на их содержании.

Элементами рынка труда является: товар, спрос, предложение и цена. Товаром на рынке труда выступает индивидуальная рабочая сила, которая представляет собой совокупность физических и духовных качеств человека, которые используются в процессе производства товаров и услуг.

Индивидуальный спрос на рабочую силу – это спрос отдельного работодателя; и совокупный – это рыночный спрос всех фирм, организаций, действующих на рынке.

Предложение на рабочую силу характеризует численность трудоспособных людей с учетом их пола, возраста, образования, профессии и т.д.

Соотношение между спросом на рабочую силу и ее предложением характеризуется таким показателем, как нагрузка на одно свободное место.

Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы. Высокая заработная плата ограничивает предпринимателя в дополнительном приеме на работу других работников. В то же время низкая заработная плата снижает трудовую заинтересованность наиболее квалифицированных и профессиональных работников.[3, 12-13]


Непосредственно конфликт.
Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их ...

Социальные функции семьи
Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции: - воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство ...

Особенности базовой модели имиджа как алгоритма духовной жизни общества
Описанное во введении к настоящей работе, пусть в самом общем виде, движение современной имиджелогии прямо сказывается и в области собственно фундаментальных моделей природы имиджа. Социальнопсихологический «заказ» оказывается достаточно ...