SociologyBest

Основы социологии

Положение современной семьи в Украине
Страница 11

Материалы » Положение современной семьи в Украине » Положение современной семьи в Украине

Продолжительность существования нуклеарной семьи теперь меньше, чем продолжительность индивидуальной жизни, но это не отменяет ни общественной, ни индивидуальной ценности ее в современном мире.

Ценности семьи, брака, детей, дома лишь переопределяются в нормативном сознании и общественной психологии, они не отменяются, а приобретают исторически повое содержание, не вступают в конкуренцию с ценностями труда, благосостояния, общественной активности, индивидуального развития, а оказываются с ними в новых соотношениях.

В эпоху индустриальной урбанизации для взрослого, как правило, нет другого источника средств существования, кроме занятости в общественной системе производства. Работа занимает не менее трети фонда ежедневного времени. Чем выше технологическое и социальное содержание труда, чем больше творческих способностей она требует от человека, тем более вероятно расшатывание четких границ рабочего времени, тем выше психологическая вовлеченность в ее процесс, тем более разветвлены и многообразны связи с коллегами по труду, тем большее место в жизни человека она занимает. Вознаграждение за труд становится просто само собой разумеющимся условием нормального существования. Стремление к благосостоянию, к комфорту, к определенному уровню материального потребления рационализируется и не вступает в противоречие с утилитарными соображениями, а легко интегрируются с ними.

При низком содержании труда монотонный, физически тяжелый или вредный труд требует дополнения обязательным отдыхом, который часто имеет пассивную физиологическую форму или связан с отвлечением от однообразия и машинных ритмов труда. Работа остается терпимым бременем, оправданием которого служит заработок, условия труда или общения. Ни процесс, ни результат труда сам по себе в отличие от получаемых в связи с ними или взамен их благ не имеют серьезного индивидуально-психологического значения. Стремления к накоплению или использованию благ не могут мотивироваться профессиональными соображениями, их не удается рационализировать на этой основе. Потребительство или накопительство может стать целью само по себе, как это случается при любом отчуждении от общественно-полезной деятельности, а именно в случае профессиональных или служебных злоупотреблений, преступного поведения, поглощенности личными, групповыми или корпоративными интересами в ущерб общественным. Так поддерживаются формы престижного и демонстративного потребления, теряющие связь с разумными потребностями человека, семьи или группы.

Семья является центром бытовой жизни людей, основным местом потребления материальных благ, культуры и информации, она до сих пор служит ведущим социальным институтом воспроизводства способностей людей, их рабочей силы. В семье начинается, в тесном взаимодействии с социальной инфраструктурой осуществляется и завершается цикл воспроизводства населения. Здесь реализуются потребности людей в личной жизни, единстве с близкими, мечты о личном счастье. Таковы социально-психологические предпосылки высокой позитивной ценности семьи в жизни человека. Но дом и семья могут быть и местом личной драмы, болезни или несчастья, что делает семью источником жизненных забот людей. Благополучие семьи неотделимо от благополучия личности. Лишь у не имеющих или утративших семью людей жизненные интересы смещаются на другие сферы, группы или виды деятельности.

Конечно, социальные и культурные различия мужчин и женщин, мальчиков и девочек дают о себе знать. Инертность механизма социализации в семье, материнство и домашние обязанности жены и матери, остатки социального неравенства в сфере труда, потребления, культуры или интеллектуального развития, разница в притязаниях в области профессиональных достижений, карьеры, благосостояния, социальных возможностях до сих пор действуют как силы, формирующие жизненные ориентации людей. Но, резюмируя эти сложные взаимовлияния между семейными и внесемейными функциями человека, мы приходим к выводу, что семья, как и личность, не пассивно, страдательно переносит влияние внешних факторов динамики современного образа жизни, а является активным, формирующим его фактором.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13


Материальная духовная культура. Основные компоненты культуры
Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура подраз ...

Социальные институты
Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов. Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институты обес ...

Идеи и взгляды К.Д. Кавелина
"Идеи Константина Дмитриевича Кавелина (1818-1885) стали как бы итогом предсоциологического этапа социальной мысли в России. К.Д. Кавелин - выходец из старого дворянского рода, историк, юрист, философ, публицист. Для него было харак ...