SociologyBest

Основы социологии

Толерантность как основа конфессиональной стабильности в Дагестане
Страница 1

Материалы » Толерантность как основа конфессиональной стабильности в Дагестане

Толерантность в социологии (от лат. Tolerantia - терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантный человек мыслиться как человек, действующий в духе золотого правила нравственности, которое обязывает индивида поступать по отношению к другим так, как он хотел бы, чтобы с ним поступали другие. Такое понимание толерантности как общечеловеческого качества само по себе верно, но оно не специфично, не выявляет ее собственно содержание и ее особой роли содержании человека и общества. Конечно, толерантность связана со всегда уместной нравственной сдержанностью и уважительностью в отношениях, опирается на общегуманистическую мягкость общественных нравов. Она может быть так же аргументирована общепонятными эгоистическими, утилитаристскими соображениями, наподобие того, что мир лучше войны, что взаимопонимание способствует успеху и т.п. Все это ценные суждения, свидетельствующие о том, что толерантность не является изолированным личностным качеством и поведенческой нормой, но они не дают ответа на вопрос, каково собственное содержание этого понятия в отличие или в дополнение к тем качествам и нормам, с которыми они соседствуют, перекрещивается.

Более адекватной, на мой взгляд, является интерпретация толерантности как терпимого отношения индивида к различиям, которые им самим оцениваются негативно.

Конкретизируя такое определение, необходимо уточнить, в чем состоит нетерпимое отношение. По Уолцеру терпимость может быть:

а) смирение с различиями ради сохранения мира;

б) безразличие по формуле «пусть расцветают все цветы»;

в) стоическим признанием неизбежного;

г) формой интереса к различиям, вызванное уважениям к другим моделям, любознательностью, желанием научиться чему-то новому и т. д.;

д) одобрением различий из-за красоты многообразия, богатства возможностей в качестве условия расцвета человеческого общества.

Как не трудно заметить, разные формы терпимости располагаются между двумя крайними полюсами, на одном из которых различия воспринимаются как неизбежное или более предпочтительное зло, на другом они рассматриваются в качестве блага. В первом случае различия вынужденно терпят, во втором их сознательно культивируют.

Одно дело различия связанные с тем или иным отношения к моде, а другое дело, различия, связанные с принадлежностью к той или иной религии, национальной культуре. Терпимость нужна и в том и другом случае, но совершенно разного рода.

В первом случае достаточно терпимость в общем смысле, выступающей в форме снисходительности, принятия практического благоразумия.

Во втором случае требуется терпимость особого рода, или терпимость в собственном смысле слова, которую, собственно говоря, только и можно назвать толерантностью. Это такое качество, которое позволяет либералу и коммунисту заседать в одном парламенте, мусульманину и иудею жить на одной лестничной площадке, китайцу и французу работать в одной лаборатории, позволяет им делать это, не теряя уважения к себе. Предметом толерантности является глубинные различия людей, касающихся их мировоззренческих принципов, верований, убеждений. Она представляет собой примирение, соединение того, что кажется изначально непримиримым, несоединимым.

Античность выработала канон основных человеческих добродетелей, куда входили умеренность, мужество, справедливость и рассудительность. Они фиксировали нравственную меру отношения индивида к себе и своим согражданам. Хотя отдельные философы и пытались мыслить космополитически, тем не менее нравственный кругозор древних греков обрывается на границе, отделяющей их от варваров. Им совершенно чуждо то, что мы именуем толерантностью. Среди древнегреческих мудрецов мы находим имя скифа Анахарсиса, который, как свидетельствует предание, по возвращению на родину был казнен за то, что изменил своим скифским обычаям. В «Жизнеописаниях» Плутарха есть такой эпизод. Фемистокл велел казнить говорившего на двух языках посланца персидского царя за то, что тот воспользовался эллинским языком для передачи приказаний варвара. И этот поступок Фемистокла, как пишет Плутарх, считался похвальным. В действительности же он был таким же варварским, как и действия скифских варваров, казнивших Анахарсиса. У древних греков не было нравственного ресурса для того, чтобы подняться над своими различиями с варварами.

Страницы: 1 2 3 4


Социально-политическая стабильность
На социальную защиту населения в 2009 году из областного и федерального бюджетов выделено в общей сложности 264,6 млн рублей. На оплату льгот по жилищно-коммунальным услугам в 2009 году было выделено 70,4 млн рублей. На содержание госуд ...

Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России
Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие "социальное образование", которое включает множество взаимосвязанных компонентов: социальное образование как ценность, как система, как процесс, ...

Социальные институты как отражение социальных потребностей
«Институт» (от лат. institutum — установление) — понятие, используемое для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующ ...