SociologyBest

Основы социологии

Комплексный подход в исследованиях электоральной ситуации

Материалы » Социология современного электората » Комплексный подход в исследованиях электоральной ситуации

Когда в России на рубеже 1980-90-х произошли революционные по масштабу политические и социальные изменения, превратив её в декларировано демократическую рыночную страну, изменился механизм формирования властных элит. Теперь главным способом для прихода к власти различных общественных сил и конкретных лиц, а также смены власти и ротации элит стали всеобщие, прямые, равные и тайные выборы.

Основной причиной успеха общественного движения, партии или конкретного кандидата на выборах является их популярность. Поэтому особое значение приобретает диагностика, прогнозирование и формирование претендентами на власть нужного им общественного мнения.

В этой связи необходимо отметить расширение арсенала социологических методов, используемых в электоральных исследованиях. Некоторые методы, ранее имевшие более «академический» характер, теперь активно применяются для информационного насыщения избирательных кампаний кандидатов или в качестве политтехнологий влияния на общественное мнение. Примером первого случая здесь может служить опыт применения метода мониторингового контент-анализа СМИ; и формирующие опросы и формирующие фокус-группы, как пример второго случая.

В последние годы широкое распространение, как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора информации получил метод фокус-групп. В отличие от опросных методик фокус – группы обладают рядом преимуществ, и именно это последовательно выводит их на лидирующие позиции в маркетинговых исследованиях. Аналогичный процесс уже начался и в электоральных социологических исследованиях.

Однако исследователям давно известны многие недостатки этого метода, которые могут приводить к искажению получаемой информации, влиянию модератора на изначальное мнение респондентов. Данный факт послужил толчком к новому формату использования метода. Используя его в качестве политтехнологи, организаторы ставят первостепенной задачей не сбор информации, как раньше, а корректировку и формирование у респондентов заданного мнения.

Но формирующие фокус-группы - это уже не метод сбора информации, а технология воздействия на общественное мнение, взгляды, оценки, отношение к политикам и мотивацию избирателей. В избирательных кампаниях формирующие фокус-группы выполняют функцию механизма формирования сторонников и переубеждения противников Кандидата за счет эффекта «группового эмоционального заражения», распространения компрометирующей информации о конкурентах и т.д

Сегодня, как невозможно себе представить процесс профессионального ведения бизнеса без маркетинговых исследований, так и невозможно представить профессиональное ведение избирательной кампании без электоральных социологических исследований. Любая избирательная кампания обладает собственными параметрами, которые необходимо постоянно контролировать для достижения победы.


Русская диаспора в странах Балтии
Этнологи делят этнические структуры полиэтнических государств на две системы: централизованную и дисперсную. В первом случае некоторые из этнических групп столь велики, что их взаимоотношения постоянно находятся в центре общественно-полит ...

Основные аспекты формирования эффективной социальной политики
Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальн ...

Медицинский статус.
В России более 70% пожилых людей имеют те или иные хронические заболевания; эпидемиологическая ситуация в отношении основных хронических неинфекционных заболеваний среди пожилого населения чрезвычайно неблагополучна. Заболеваемость населе ...