SociologyBest

Основы социологии

Социальное положение русских иммигрантов за рубежом. Методические проблемы анализа статистической информации
Страница 1

Материалы » Социальное положение русских иммигрантов за рубежом » Социальное положение русских иммигрантов за рубежом. Методические проблемы анализа статистической информации

Специфика официальной статистики порождает ряд методических проблем при анализе итогов интеграции иммигрантов, работавших до приезда в другую страну.

Первая проблема - несоответствие профессиональных классификаций, принятых в СССР/СНГ и в зарубежных странах. Советские граждане, заполняя анкеты, в графе "социальный статус" выбирали между тремя основными вариантами - рабочие, служащие и инженерно-технические работники. Классификация профессиональных групп в целом соответствует международной классификации. Все работающие распределены на восемь категорий. К первой относятся специалисты, имеющие академические степени.

В общем числе приехавших в 1990 - 2005 годах из СССР/СНГ представители этой профессиональной группы составляют 31%. В следующую категорию включены работники так называемых свободных профессий (журналисты, художники, дизайнеры, профессиональные спортсмены) и прочие специалисты, имеющие дипломы о специальном образовании - техники, программисты, медсестры, учителя начальных школ (29%). Третью профессиональную группу составляют менеджеры и администраторы.

Некоторые русскоязычные иммигранты, заполняя анкеты после приезда, предпочли назвать свою профессию по полученному диплому, а не по реальному должностному и профессиональному статусу перед отъездом, хотя многие из них занимали различные административные должности. Четвертую профессиональную группу составляют конторские служащие. В пятую включены работники торговли и сферы обслуживания, значительная часть которых относится к сфере физического или простого труда, в частности, уборщиков, санитаров, охранников и другие. Не все иммигранты, работавшие до приезда в другое государство в торговле, получили соответствующее профессиональное образование, поэтому многие предпочли назвать свою профессию в соответствии с имеющимся дипломом. На долю четвертой и пятой групп приходится 5% всех приехавших.

Что касается трех следующих профессиональных категорий - квалифицированных рабочих, занятых в сельском хозяйстве, работающих в остальных отраслях экономики и неквалифицированных рабочих, маловероятно, что иммигранты - бывшие рабочие ошибались, указывая свой прежний профессиональный статус. На долю этих профессиональных категорий приходится 20%, в том числе неквалифицированные рабочие составляют 6% от общей численности. Представляется заниженным удельный вес трех профессиональных групп, объединенных в общую группу менеджеров и конторских служащих, а также группы работников торговли и сферы обслуживания.

Но даже с учетом возможной корректировки данных, в результате которой несколько сократится доля специалистов и увеличится доля управленцев и торговых работников, это вряд ли существенно меняет общую картину, отражающую высокий уровень образования и профессиональной квалификации иммигрантов из СССР/СНГ; 60% из них составляли специалисты. В 1990 - 91 годах доля специалистов в общем числе русскоязычных, работавших до приезда в другую страну, составляла 71%. Затем она заметно снизилась в период 1992 - 95 годов до 60%, во второй половине 90-х годов еще на 2%. На долю всех остальных профессиональных групп приходилось всего 40% русскоязычных иммигрантов и лишь один из шестнадцати был занят на родине неквалифицированным физическим трудом.

Еще одна проблема, связанная с анализом статистики занятости иммигрантов, обусловлена тем, что в данные включены молодые люди, окончившие иностранные школы и отслужившие в армии, что существенно облегчило их интеграцию в новое общество.

Наконец, возникает вопрос о правомерности использования данных о занятости всех вселившихся или их части - иммигрантов из стран Европы и Америки для характеристики занятости выходцев из СССР/СНГ. Для ответа на этот вопрос специалисты рассмотривают в самом общем виде данные 2005 г. о распределении приехавших в начале 1990-х годов, в зависимости от страны исхода. Так, например, из 465 тыс. иммигрантов, работавших в 2005 г. в Израиле, 31 тыс. составляли евреи, репатриировавшиеся из стран Азии и Африки (в основном, из Эфиопии), 365 тыс., приехавшие из стран Европы и Америки и 68 тыс. - так называемые "другие", иммигранты с неуказанной религиозной принадлежностью. Преобладающая часть этой группы - члены смешанных семей, дети и внуки евреев, приехавшие из СССР/СНГ в составе "большой алии" (волны иммиграции) 1990-х годов. Примерно 20 - 25 тыс. человек из стран Европы, Америки и Океании - репатрианты из развитых стран Запада. Эта группа отличается более высоким социально-профессиональным уровнем по сравнению с русскоязычными потому, что их профессиональная подготовка в большей мере соответствует требованиям зарубежного рынка труда, а также благодаря лучшему знанию английского языка. По этой причине общие показатели социально-профессиональной структуры иммигрантов из стран Европы, Америки и Океании превосходят аналогичные показатели трудового потенциала "русских"[5].

Страницы: 1 2


Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами
Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - получение доступного образования. У ч ...

Структура управления и роль в самоорганизации общества. Структура управления в самоорганизации общества
Общественная система в разном временном контексте впадает в кризис, рассматриваемый как специфическую точку в ее развитии, определяющую необходимость проведения радикальных изменений качества системных связей и отношений между структурным ...

Что такое личность
Перед тем как говорить о социологии личности, необходимо прежде всего, определиться с самим понятием личности. Общественное сознание часто объединяет такие понятия как «человек», «индивид», «личность», что не совсем верно. Понятие «челове ...