SociologyBest

Основы социологии

История эмиграции из России (Российской империи, СССР, Российской Федерации) показывает, что выделение чисто русской эмиграции представляет серьезную методологическую трудность. Русское население во все времена проявляло незначительный интерес к жизни за рубежом, и поэтому его удельный вес в потоке эмигрантов сравнительно невелик.

В развитии эмиграции русских почти невозможно вычленить эволюционные тенденции, зато отчетливо проступает зависимость от социальных стрессов, конфликтов и катастроф. Из всех многочисленных волн эмиграции из России только послереволюционная была преимущественно русской. Выехавшие в то время люди составили основу русской общины за рубежом. Последующие ее пополнения были несравнимы по численности.

Важнейшей особенностью русской общины за рубежом является интеллектуальность. Это подтверждается как элитарностью постреволюционной эмиграции, состоявшей из наиболее культурных слоев российского общества с непропорционально высокой долей военных, так и современной «утечкой умов».

Русские, выехавшие за рубеж в составе смешанных семей, стремятся к ассимиляции с коренным населением, прежде всего в интересах детей. Если выезд из России происходит по этническим каналам (евреи в Израиль, немцы в Германию и т. д.), то сами условия эмиграции, получение различных пенсий и пособий, оказание помощи в освоении языка и обучении детей предопределяют для русских нецелесообразность формирования собственной диаспоры. Это лишило бы их положенных для репатриантов льгот. Поэтому в условиях компактного проживания инициатива русскоговорящего меньшинства не простирается дальше создания русских клубов, магазинов и т. д. для удовлетворения потребности в общении на родном языке и бытовых привычек.

Вместе с тем русские ощущают неустойчивость своего положения, но путь к его стабилизации они видят не в формировании «институтов поддержки» на месте (диаспоры), а в сохранении контактов с Россией. Русские ученые продолжают публиковаться в российских научных журналах, многие пытаются хотя бы на первое время сохранить за собой место работы в России.

Широкое распространение получила практика создания совместных творческих коллективов, когда руководитель научной группы или лаборатории, эмигрировавший за рубеж, вовлекает в сотрудничество своих бывших коллег.

Единственной группой русских за рубежом, испытывающей потребность в диаспоре, являются экономические эмигранты, выезжающие из России под разными предлогами, не имея за рубежом родственников и приглашения на работу. Чаще всего они вынуждены сменить сферу деятельности и снизить свой социальный статус.

Новые русские эмигранты впервые в истории России не чувствуют себя изолированными от Родины. Многие из них нацелены на прямое сотрудничество с Россией и поддерживают постоянные деловые и бытовые контакты.

Итак, русские за рубежами России не следуют ни одной из общепринятых моделей поведения национальных меньшинств — китайской, арабской, греческой, армянской и т.д. В настоящее время они не испытывают чувства враждебности к политическому режиму своей этнической Родины и являются проводником народной дипломатии, наводящей мосты через окопы, прорываемые национальными элитами в их стремлении к независимости и самоопределению. В интересах России максимально развивать эти человеческие контакты, создавая для них режим наибольшего благоприятствования.

[1] Дубсон Б.И. Социально-профессиональный статус русскоязычных иммигрантов в Израиле // Социологические исследования. — 2007. — № 4. — С. 96.

[2] Вендина О.И. Русские за рубежами России // Социум. - 2008. - № 11.

[3] Зайончковская Ж Россия: миграция в разном масштабе времени. — М.,1999. - С.99.

[4] Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. - М: Академический Проект, 2006. — С.72.

[5] Дубсон Б.И. Социально-профессиональный статус русскоязычных иммигрантов в Израиле // Социологические исследования. — 2007. — № 4. — С. 96.

[6] Дубсон Б.И. Социально-профессиональный статус русскоязычных иммигрантов в Израиле // Социологические исследования. — 2007. — № 4. — С. 96.

Страницы: 1 2


Общественное сознание и его формы
К размышлению «Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ). «Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях» (Платон). «Самый непобедимый чело ...

Теоретические основы деятельности социальных работников в пенитенциарном учреждении. Система пенитенциарной социальной работы
Социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности: - увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одоб ...

Социальное обеспечение.
В системе социальной защиты населения Республики Марий Эл функционируют 78 государственных республиканских учреждений. За период 2005 - 2008 года большая работа проведена по укреплению материально-технической базы республиканских учрежде ...