SociologyBest

Основы социологии

Итак, социальный работник в исправительном учреждении – многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности: социальная работа с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания; воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.

Объектом внимания специалистов по социальной работе может стать любой осужденный, обратившийся в группу социаьной защиты и учета трудового стажа осужденных. И только после приема такого осужденого и проведения социальной диагностики (ряде случаев после консультаций с психологом, медиком, руководством исправительного учреждения или тех или иных отделов) специалист принимает решение о целесообразности социальной работы с ним.

Пенитенциарной социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарных учреждениях. Среди них умение: рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении социальных проблем клиента.

Особую ценность представляет методика работы с клиентом и т. д. Цели пенитенциарной социальной работы заключаются, прежде всего, в оказании помощи заключенным:

- в осознании необходимости изменения своей судьбы;

- установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки;

- в анализе своих противоправных поступков и потребностей;

- в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта;

- в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например, умения принимать ответственные решения; в решении административных и финансовых вопросов.

Для преодоления кризиса в пенитенциарных учреждениях сегодня необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительные учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет осуществляться целенаправленный социально-педагогический, реабилитационный процесса перевоспитания, «лечения» социально запущенных заключенных.

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе.

Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала исправительного учреждения. В связи с перспективами развития пенитенциарных учреждений, перед социальным работником открывается широкое поле деятельности, охватывающее разные этапы работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения в отношении общества к осужденным как категории граждан.

Правозащитная деятельность социального работника в пенитенциарных учреждениях в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.

Страницы: 1 2


Тенденции изменений семьи на современном этапе
1. Нуклеаризация семьи. Семья становится двупоколенной. 2. Скрещение детности семьи (кон. 50-нач.60 гг.). – приводит к старению населения (увеличение пенсионеров) 3. Депопуляция – вырождение населения. Наблюдается в 20-ти развитых стран ...

Предыстория появления и развития социологии в России
"XVIII столетие называют веком Просвещения. Именно в этот период начинают складываться основы социальной мысли в России. Социальная мысль России до XVIII века, как известно, находилась под влиянием религии. Поэтому все социальные про ...

Информация и данные в процессе информационного обмена общества
Термин «информация» происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение — это фо ...