Значение и ограничение женской темы и женщин-ученых в антропологии
Все антропологи, которые описывали и изучали концепт «пола» и представления о половой дифференциации в различных культурах, сталкивались с одним и тем же противоречием (хотя не все осознавали и артикулировали его). С одной стороны, описания деятельности женщин свидетельствовали об огромном разнообразии социополовых ролей. С другой, в социальной теории сложилась традиция, согласно которой женщины рассматривались как культурно незначительные, а их «вторичность» по отношению к мужчинам принималась как само собой разумеющееся, т.е. естественное.
Представление о «естественности» социальных различий между мужчинами и женщинами не было серьезно поколеблено даже работами Маргарет Мид, первого антрополога, подкрепившего идею о социальной сконструированности отношений пола этнографическим материалом (хотя само представление о половых различиях как категории анализа в социальных науках возникло раньше).
Профессионально признанная и знаменитая Маргарет Мид, отдавшая более тридцати лет полевой работе на Самоа, в Новой Гвинее, островах Полинезии, тем не менее, никогда не имела официальной ставки в Колумбийском университете. Эта «частная» научная судьба отражает неоднозначность «женской темы» в антропологии, а, вернее, целых трех тем:
Ø женщины как профессиональные антропологи;
Ø женщины как информантки (т.е. носительницы знания);
Ø женщины как объект анализа в социальных науках.
Именно так определил этот узел интеллектуальный радикальный феминизм конца 60-х годов, когда «втянул» и сделал частью гендерной проблематики искусство, экологию, язык, организацию физического пространства и архитектуру, воспроизводство и материнство, религию, еду, медицину, право, историю человечества, науку и порождение знания, и в том числе – антропологию.
С одной стороны, исторически женщин в антропологии было больше, чем в любой другой дисциплине: как белых исследовательниц, часто жен западных антропологов и миссионеров (ведь этнография – жанр, возникший вместе с распространением империализма и необходимый ему), так и цветных объектов изучения – участниц брачных церемоний, сельскохозяйственных ритуалов, похоронных процессий, рукодельниц, собирательниц, знахарок, насылательниц порчи и бури, продолжательниц рода, толковательниц снов, неприкасаемых в определенные дни месяца, но более всего матерей, жен, тещ, свекровей, дочерей, сестер и наложниц…. Ведь антропология – это, по определению Бронислава Малиновского, «наука о том, как мужчина обнимает женщину» со всеми вытекающими из этого фактами отношениями родства как предметом изучения. С другой стороны, хотя женщины-антропологи есть уже давно, чрезвычайно редко можно заметить какое-либо отличие между их работами и работами антропологов-мужчин. Овладение профессией включает «научение осмыслению мира в мужской перспективе», признали американские антропологи в начале 1970-х.
Концепции социальных изменений.
1. Теории линейного развития социальных систем.
Сторонники: К.Маркс, Конт, Спенсер, Энгельс и др. Дискутировался вопрос: « Какое изменение предпочтительнее? Революционное или эволюционное?»
Конт и Спенсер придерживаются теории эволюци ...
Правовой статус ветеранов. История становления и
правовой статус ветерана по действующему законодательству РФ
Ветераны (лат. veteranus, от vetus – старый) – граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие постоянно на территории РФ, имеющие заслуги перед государством в военной или трудовой деятельности.[1]
Термин «в ...
Социально-педагогическая работа в исправительном учреждении как направление
деятельности социального работника во взаимодействии с сотрудниками колонии и
педагогическим коллективом школы
Несмотря, на то, что имеется целый ряд негативных факторов, характеризующих процесс отбывания наказания в исправительной колонии, есть порядок и методики адаптации осужденных к жизни в колонии, к ресоциализации и реабилитации их после осв ...