Правовая система социальной защиты пожилых людейСтраница 5
В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан впервые было выделено определение прав не только граждан в целом, но и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Одна из таких групп – граждане пожилого возраста. За ними закреплено право на медико-социальную помощь на дому и в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение, в том числе и на льготных условиях. Основы не детализируют порядок и условия получения льгот по оказанию медицинской помощи социальным группам, входящим в категорию «граждане пожилого возраста» (одинокие, престарелые, инвалиды, ветераны, малоимущие пенсионеры и т.д.). Урегулирован порядок оказания медицинской помощи ветеранам (Закон «О ветеранах»). Вопросы охраны здоровья пожилых затронуты также в законах «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О социальной защите инвалидов», «О лекарственных средствах».
В сферах пенсионного обеспечения и частично социального обслуживания существует достаточно детальная регламентация прав граждан пожилого возраста. Но в связи с пенсионной реформой и принятием закона о монетизации льгот возникает много противоречий в правовом регулировании этой сферы, а также вопросов, связанных с созданием механизмов исполнения новых норм.
Важным документом является Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 2002 – 2004 гг. По ней можно судить о тех практических мерах, которые государство предпринимает для того, чтобы реализовать конституционные гарантии прав пожилых граждан и улучшить их положение. Целью федеральной целевой программы провозглашено создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно - досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества.
На реализацию программы выделено 928 млн. рублей. Ожидаемые конечные результаты реализации программы – усиление защиты прав и законных интересов пожилых людей, улучшение их социального положения, создание учреждений нового типа для предоставления пожилым людям жизненно важных услуг; повышение уровня социальной адаптации пожилых людей и упрочение социальных связей.
Для достижения этих результатов в рамках программы предусмотрены мероприятия, которые, по моему мнению, мало направлены на оказание адресной помощи пожилым людям. Это в основном исследования или принятие неких мер, «направленных на улучшение координации деятельности по предоставлению помощи и услуг гражданам пожилого возраста» и т.п.
Среди конкретных мероприятий можно назвать: приобретение современной медицинской техники и оборудования для госпиталей ветеранов войн, больниц медико-социальной помощи, хосписов; развитие сети гериатрических кабинетов в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения; закупка автотранспортных средств для учреждений социального обслуживания; предоставление пожилым людям жизненно важных социальных услуг по доступным ценам (служба социального такси). Кроме того, программой было предусмотрено проведение всероссийского конкурса социальных проектов, направленных на активизацию деятельности общественных объединений в сфере защиты интересов граждан старшего поколения, предоставления им услуг, налаживания социальных контактов (на это было выделено 3,5 млн. рублей).
Социальная защита старых людей в Российской Федерации реализуется на государственном (федеральном) уровне и региональном (местном) уровне. «В последние годы появились различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий государственных и общественных организаций Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ от 5 августа 1991 года, затем был организован департамент по делам пожилых в министерстве социальной защиты». С принятием Конвенции развития социального обслуживания населения в РФ произошел переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах.
Устранению причин снижения уровня благосостояния граждан и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб.
Основные формы их деятельности: материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация, социальная помощь.
Конституцией Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Это означает, что государство берет на себя обязательства способствовать сохранению и продлению полноценной жизни пожилого человека, признает свой долг перед ним.
Структура социологического знания. Типы
социологических теорий
Система социологического знания имеет свою специфическую структуру, представляющую собой своеобразную трехуровневую модель, которая включает следующие уровни.
а) Первый или высший социологический уровень - это общесоциологическая теория. ...
Роль структуры самоуправления в самоорганизации общества
Эффективное управление социальными системами позволяет не только строить, конструировать и перестраивать общество, а инициировать социальные процессы, выводить социальные подсистемы на собственные пути социального развития.
Для недеформи ...
Культурная ценность террора
Соответственно, терроризм далеко не всегда и всеми оценивался отрицательно. Террор не только рассматривался как одна из приемлемых форм противоборства, но и лежал у истоков многих государств. Известный просветитель XVIII в. Монтескье опис ...