SociologyBest

Основы социологии

Теоретико-методологические основы медико-социальной работы в сообществе. Сущность и основные функции сообщества
Страница 2

Материалы » Социальная сеть в медико-социальной работе » Теоретико-методологические основы медико-социальной работы в сообществе. Сущность и основные функции сообщества

Как видим, общество определяется теперь в совсем иной системе координат, чем та, под знаком которой развивалась классическая греческая и неклассическая эллинистическая мысль. "Естественная" первобытность человеческого сосуществования уже не рассматривается как отмеченная печатью большей близости к "природе", то есть космическому, божественному началу, непосредственно внушавшему людям своей Закон. Наоборот, самое древнее (и в этом смысле самое "естественное") состояние человечества рассматривалось и в этом заключалось радикально новое, внесенное Гоббсом в общественную мысль, не только как не-, а скорее даже как антисоциальное, весьма и весьма опасное для жизни людей.

Дальнейшее размежевание теоретического содержания понятий "общество" и "государство" подготавливалось развитием английской политической экономии и в особенности классическим исследованием А. Смита "О природе и причинах богатства народов". Область производственных отношений людей, включающая у А. Смита и отношения товарообмена, относится не к политическому, а к гражданскому обществу в узком смысле. Общество предстает, таким образом, как трудовой и вместе с тем меновой союз людей, связанных разделением труда - единственным способом удовлетворения их многообразных потребностей.

Речь идет о специфически общественной связи, в рамках которой каждый индивид, работая на себя, в то же время работает на "всех" (и наоборот): Механизм примирения индивидуального и общественного, который Иммануил Кант назовет впоследствии "автоматом", обеспечивающим "патологически вынужденное согласие" в обществе, поставив задачу гуманизировать его, превратив в "моральное". Моральным Кант считал только такое поведение, которое сознательно выбирается и строится в соответствии с моральным законом. Если человек выбирает действие под влиянием влечений, а, следовательно, его совпадение с требованием категорического императива оказывается случайным, данное поведение ещё нельзя считать моральным, оно лишь легально.

Ту же проблему, заданную Смитом, пытался решить Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своей "Философии права", вначале различив семью, как сферу нравственности, и "гражданское общество", как систему всесторонней телесно-духовной взаимозависимости людей, а затем объединив их в государстве, понятом как высший синтез партикулярной семейной нравственности и гражданского общества. Тем самым именно Гегель разработал понятие «целостность» [7, с.405]. С его точки зрения, целое всегда больше, чем сумма частей, а сущность частей во многом определяется тем, что они входят в целое. В центре его философской системы стоит Мировой Дух – разумное начало, который реализуется в исторических процессах и действиях конкретных людей и выражается в последовательно сменяющих друг друга образах культуры.

Французский мыслитель Клод-Анри Сен-Симон [7, с.407], стоявший у истоков социализма и социологии как самостоятельной науки, считал, что общество проходит три стадии развития: рабство, феодализм и индустриализм. Развитие общества представлялось Сен-Симону как чередование стабильных и кризисных состояний.

Основателем науки социологии считается Огюст Конт. Будучи позитивистом, социологию Конт обосновал по аналогии с точными науками. По его мнению, следует отказаться от положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Следовательно, социология, как и науки о природе, должна изучать объективные законы, управляющие явлениями действительности.

Но уже на рубеже XIX-ХХ веков эта дихотомия противостоящих друг другу взглядов на общество была существенно усложнена, принципиально новым подходом. Этот поворот был связан с целой серией разнообразных попыток концептуализировать общество, отправляясь от индивида, а не от тех или иных надындивидуальных целостностей.

В аспекте скорее социально-философском здесь первопроходцем стал Георг Зиммель, в собственно социологическом аспекте М. Вебер. Макс Вебер разработал теорию, названную им «понимающая социология», и теорию социального действия. Он полагал, что только через субъективный смысл и можно объяснить человеческое поведение.

Центральное место в творчестве Дюркгейма занимает идея социальной солидарности («О разделении общественного труда»). Он выделяет два типа социальной солидарности: механическую и органическую солидарность [8, с.44].

Механическая солидарность характерна для традиционного, архаического, простого общества и основана на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Личность «растворяется» в таком обществе, индивид не принадлежит сам себе, коллективное сознание практически полностью подчиняет индивидуальное.

Органическая солидарность порождается разделением общественного труда и основана на различии индивидов. Разделение труда - это тот механизм, который создает желаемую общественную связь, солидарность между классами. Благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества. Главным показателем прогресса и историческим законом Дюркгейм считает переход от механической солидарности к органической.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Содержание и принципы медико-социальной работы
В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровн ...

Дебаты вокруг социальной инженерии. Проблема гуманизации социологической деятельности
Вокруг "социальной инженерии" велись и ведутся практически непрерывные споры. Отрицательное отношение к ней в советском обществоведении 50 — 60-х годов было следствием неприятия позитивистски ориентированной "социологии мал ...

Стратификационные концепции
Социальная стратификация — это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, о ...