SociologyBest

Основы социологии

Социальные институты

Материалы » Основные понятия социологии » Социальные институты

Все взаимоотношения определяются социальными аспектами. Совокупность норм в определенной сфере человеческой деятельности. Это, прежде всего устойчивая система отношений, в которой закреплены определенные нормы, правила отношений, статусы и воли, а также существует контроль за исполнением норм.

Социальные институт- это устойчивая система отношений и социальных норм, которая объединяет какие-либо общественные ценности и способствует удовлетворению основных потребностей общества.

Институционализация-процесс возникновения и формирования социального института, возникает с возникновением новой потребности.

Для воспроизведения отношений формируются нормы, правила, образцы, возникают обычаи и другие правила и чтобы исключить или минимализировать отклонения

Есть фундаментальные потребности, которые не исчезают. Альберт Иванович Кравченко называет пять таких основных институтов соответствующих пяти фундаментальным потребностям.

1. Потребность в воспроизводстве рода. Из этой потребности вырастает институт брака и семьи

2. Потребность в безопасности. Эту потребность реализуют государства и политические институты

3. Потребность к средствам существования. Институт производства материальных благ

4. Потребность к передаче жизненного опыта. Из этой потребности вырастают институты образования

5. Духовные потребности. Из него вырастает институт религии.

Кравченко выделяет ещё два вида институтов:

1. Главные.

2. Неглавные

Семья как главный институт но в его рамках развиваются неглавные институты (родства, наследования и другие).

Институт как и общество развивается, эволюционирует. С внешней импирической стороны это совокупность индивидов наделенных материальными и нематериальными средствами деятельности.

Выделяют четыре признака института:

1. Образцы поведения

2. Символы

3. Утилитарные атрибуты

4. Идеология

Функция – это результат деятельности. Результаты могут быть:

· Ожидаемыми. Если результат ожидаемый то речь идет о явных функциях

· Неожидаемыми. Если результат деятельности неожидаемый то скрытые функции

· Желаемый результат.

· Нежелаемый результат. Нежелаемый результат - дисфункция

Кто первый заговорил о латентных функциях – французский социолог - Ле Блен.


Язык и символы молодёжных субкультур. Содержание понятий: знак, символ, язык, код
Определяющее содержание понятия знак прорабатывалось следующими авторами Бирюков Б.В., Шейкин А.Г. Понятия символ, код определяли Джери Д., Ожегов С.И. В работах Лотмана Ю.М., Ожегова С.И., Шейкина А.Г. содержалось определение понятия язы ...

Сущность агрессии и агрессивного поведения. Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с на ...

Теория «социального действия»
Целерациональное действие не есть некий всеобщий тип действия, напротив, он даже, по Веберу, не является преобладающим в эмпирической реальности. Целерациональное действие — это идеальный тип, а не эмпирическое обобщение. Именно целерацио ...