SociologyBest

Основы социологии

Основные социологические теории

Материалы » Основные понятия социологии » Основные социологические теории

1. Ролевая теория - анализ взаимодействий представленных как исполнение заданных обществом ролей.

Социальный статус – ранг, позиция, положение индивида в обществе. Выделяют предписанные (приобретается по факту рождения или происхождения) и достигаемые статусы.

Социальная роль – поведение, ожидаемое от того, что имеет определенный статус

Включает:

Ожидания, основанные на культуре и системе ценностей данного общества

функциональность

Социология по разным основаниям выделяет статусы:

По способу приобретения

Достигнутый - вне зависимости о способностей и усилий

Достигаемый – личные усилия

Возрастной статус

Предписанный (преобладает в традиционном обществе)

Гендер – социальный пол. Совокупность представлений о поведенческих особенностях мужчин и женщин. Маскулинизация женщин и феминизация мужчин.

В сложном статусе ролей возможны конфликты, обусловленные:

Несоответствие между исполнением роли и ожиданием окружающих

Несовместимые ожидания по отношению к одной роли личности (руководитель среднего звена)

Выполнение различных социальных ролей

Ролевой конфликт – столкновение по поводу исполнения социальных ролей личностью и ожидания окружающих.

Вывод: общество задает роли, как в театре. Личность пассивна. Может ли личность изменить это? – ответа не дано.


Социальное положение русских иммигрантов за рубежом. Методические проблемы анализа статистической информации
Специфика официальной статистики порождает ряд методических проблем при анализе итогов интеграции иммигрантов, работавших до приезда в другую страну. Первая проблема - несоответствие профессиональных классификаций, принятых в СССР/СНГ и ...

«Мужское» и «женское» в философии культуры Освальда Шпенглера
В двухтомнике «Закат Европы» О. Шпенглер представил собственную модель историко-культурного процесса. «Женское» и «мужское» стали важнейшими понятиями, с помощью которых немецкий автор пытается обрисовать самые значимые метаморфозы истори ...

Имидж как феномен группового поведения
Групповое поведение есть естественный и традиционный объект социологического изучения. Автор не раз убеждался, что для профессиональных социологов такой тезис не нуждается в аргументации, вне зависимости от интеллектуальной позиции в вопр ...