SociologyBest

Основы социологии

Информационное общество и противоречия в нём

Материалы » Функции информации в обществе » Информационное общество и противоречия в нём

Общество развивается непрерывно, но не равномерно. Это может приводить к тому, что в отдельные периоды времени средства информационного обмена оказывают опережающее воздействие на развитие общественных отношений. Такое опережение, наблюдаемое в настоящее время, характеризуется как «информационное общество». Оно отличается наличием информационных потребностей, преобладанием информационных процессов во всех сферах жизнедеятельности.

Значение информации, информационных ресурсов обусловливает необходимость изучения информационной деятельности, которая представляет собой часть общественного производства, связанную с подготовкой информационной продукции и услуг, направленных на удовлетворение определённой группы общественных потребностей. [4]

Опережающий характер влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений может приводить к противоречиям в обществе. Не все общественные группы и не при всех условиях готовы принимать изменения, происходящие в связи с переходом к информационному обществу. Нередко эти изменения вступают в противоречия с национальными интересами государств, национальными законодательствами, культурными и религиозными обычаями, с историческими традициями народов.

Так, например, усиление управляющей роли средств массовой информации входит в противоречие с общественными интересами. Действительно: общество уже делегировало все функции управления государственным ветвям власти: исполнительной, законодательной и судебной. Никаких других функций управления общество не делегировало никому, и оно не всегда готово терпеть управляющую роль СМИ. Такова природа конфликтов между государствами и средствами массовой информации.

Неисчерпаемый источник общественных конфликтов — деятельность транснациональных корпораций. В каждой крупной корпорации есть подразделение, отвечающее за связь с общественностью (Public Relations, PR), в обязанности которого входит предотвращение конфликтов и сглаживание противоречий, однако никакая деятельность РR-менеджеров не отменяет главной цели: извлечения максимальной прибыли. Если для этого надо навязать обществу новые стандарты, они будут навязаны. Транснациональные корпорации не задумываясь идут на подавление национальных традиций. Практически всегда их деятельность ведет к размытию национальных культур. Это явление особенно опасно для малых народов и малых государств, не способных защитить свои истинные интересы.

Интеграция товарных, сырьевых и финансовых рынков приводит к тому, что локальные конфликты и противоречия в одних странах могут приводить к проявлению кризисных воздействий в других странах. В информационном обществе становится возможным такое явление, как «экспорт кризисных состояний».

Прогрессивность или регрессивность воздействия средств информационного обмена зависит не от них самих, а от того, как в обществе разрешаются противоречия, возникающие при их внедрении. Эти противоречия могут разрешаться конфликтно и бесконфликтно.

Если общество внимательно анализирует последствия, связанные с внедрением новых информационных технологий, корректно адаптирует к ним свою правовую систему, развивает принципы информационной культуры, противоречия могут разрешаться бесконфликтно.

Если же новые формы общественных отношений внедряются стихийно, в интересах каких-то групп общества, без учета воздействия на правила, традиции и обычаи, принятые в других общественных образованиях, то могут иметь место негативные последствия. [1; 5; 6]


Классификация социальных изменений
1. По объему · Частичные · Общие 2. По значению для общества · Значительные (изменения в моде) · Незначительные (распад Союза) 3. По характеру · Эволюционные · Революционные (изменения глубинны и радикальны, затрагивают главнее це ...

Механизмы взаимодействия образования и рынка труда
Для России ныне характерен глубокий и растущий разрыв между интересами образовательных институтов как таковых и требованиями к системе образования со стороны потребителей ее услуг: обучающихся, их семей, работодателей, государства. Образо ...

Социальные общности, их виды
Социальная общность — реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Существует и другое определение социальной о ...