Виды культуры и их особенности
Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Следует отметить, что одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована. У других она предстает, как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые - степень свободы в человеческой деятельности. Наконец, всем чуть ли не со школьной скамьи известно понимание культуры, как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей, а также и как сама эта деятельность.
Такое многообразие определений не случайно. Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из его видов. Поэтому, о каком бы виде (или аспекте) культуры ни шла речь, предварительно необходимо четко определить ракурс рассмотрения. В соответствии с этим, классификацию видов культур проводят по некоторым признакам:[4]
1. Сообразно видам человеческой деятельности - анализу подлежат содержание, сущность, структура, исторические типы, виды взаимосвязи и взаимовлияния:
а) культуры труда и культуры досуга;
б) культуры экономической и культуры политической;
в) культуры эстетической и культуры нравственной;
г) иных видов культур, связанных со спецификой
проявлений тех или иных видов деятельности.
2. По сферам жизнедеятельности человека:
а) культура семьи и культура производственного коллектива;
б) культура города и культура села и т.д.
Здесь явно выражена своя специфика: национальная, территориальная, историческая. Выявляются конкретный культурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяются возможности приобщения к культурной деятельности; на эмпирическом материале изучаются различные виды общностей, в среде которых осуществляется культурная деятельность индивидов. При этом названный второй подход к делению культуры по ее видам не исключает первый, а дополняет и как бы накладывается на него.
3. По наличию определенных социальных общностей - осмыслению и описанию подлежит культура рабочих и колхозников, фермеров и предпринимателей, городской и сельской интеллигенции. В зависимости от социальных условий определяется характер культурной деятельности, уровень культурных запросов и возможности для их удовлетворения и развития.
4. Сообразно профессиональным общностям - исследованию подвергаются культура, культурный уровень и культурная деятельность учащихся и студентов, врачей и учителей, инженеров и техников и т.д.
5. По социально-демографическим параметрам - ученые, занявшие такую позицию, исследуют и сопоставляют, культуру молодежи и культуру людей взрослого возраста, культуру мужчин и культуру женщин и т.д.
6. Происхождение культуры, ее генезис - этот аспект позволяет вести речь о культуре народной и профессиональной, их специфике и зависимости, закономерностях исторического формирования и развития.
7. По степени общности логично и целесообразно выделяется общая культура, характерная для всего общества, и культура профессиональная, присущая лишь людям данного рода занятий (профессии, специальности).
Разумеется, перечисленные варианты деления культуры по видам, при всем различии исходных оснований, не только не исключают, но значительно дополняют и конкретизируют друг друга. Графически данные виды культуры можно было бы выразить в виде «ромашки» из семи частично накладывающихся друг на друга окружностей, где совпадающий центр выражает основную сущность культуры, а несовпадающие секторы «лепестков2 этой «ромашки» – характеризуют ее специфику на уровне конкретных явлений.[5]
Истоки земской
статистики. История ее развития
Как уже было сказано выше, появление земской статистики было обусловлено земской реформой 1864 г. по организации органов местного самоуправления. Финансовая деятельность возникших земств опиралась исключительно на земские доходы, основным ...
Основные социологические теории
1. Ролевая теория - анализ взаимодействий представленных как исполнение заданных обществом ролей.
Социальный статус – ранг, позиция, положение индивида в обществе. Выделяют предписанные (приобретается по факту рождения или происхождения) ...
Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной
трудовой жизни. .Семья как
основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики
И.П. Подласый выделяет Следующие воспитательные функции семьи[15]:
- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
- в семье формируются те каче ...