SociologyBest

Основы социологии

Социальные последствия приватизации государственной собственности в России
Страница 4

Материалы » Теория Спенсера » Социальные последствия приватизации государственной собственности в России

Падение уровня реальных доходов населения, преобладание в структуре расходов доли, предназначенной для покупки товаров первой необходимости, многолетняя естественная убыль населения страны свидетельствуют о негативном влиянии приватизации на уровень и качество жизни людей. Доходы подавляющего большинства россиян позволяют удовлетворять лишь утилитарные потребности, а это подрывает духовный, а значит, и творческий потенциал личности работника. Причем данная характеристика относится к персоналу как государственных, так и негосударственных предприятий. На последних, и прежде всего приватизированных предприятиях, в большинстве случаев не наблюдается роста реального благополучия сотрудников. Напротив, именно здесь налицо ускоренная дифференциация доходов руководителей и рядовых работников.

Что касается четвертого критерия социально-экономической эффективности приватизации, связанного с тестированием ее итогов на предмет соответствия общественным представлениям о социальной справедливости, то подчеркнем: приватизация привела не только к обострению социальных противоречий в обществе, доведя некоторые из них до антагонистических, но в определенной степени стала материальным фактором подрыва веры россиян в торжество идеалов высокой нравственности и справедливости. В результате приватизации общество не получило многомиллионную армию частников-собственников, а работники, став акционерами в основном убыточных предприятий, с охотой расстаются со своими акциями. Не имея в большинстве случаев реального доступа к контрольному пакету акций и к управлению производством, работники приватизированных предприятий возвращаются к прежнему статусу наемного персонала.

По этим и другим параметрам – тестам проводимая в экономике России трансформация государственной собственности не может считаться успешной. Об этом красноречиво свидетельствуют: деградирующая производственно-трудовая база собственности при прогрессирующем развитии капитализированного способа присвоения; прочно укоренившееся в обществе рентоориентированное поведение значительной части работников и менеджеров приватизированных и технологически связанных с ними предприятий; гиперспад производства и сформировавшийся потенциал дальнейшей деградации наукоемкого сектора отечественной промышленности; многоплановое разрушение совокупного работника при ускоренной деградации высококвалифицированной рабочей силы; «растворение» общества в личности и воинствующий индивидуализм, размывающий морально-этические и духовно-нравственные основы нации.

Вывод:

Приватизация сама по себе должна нести положительный характер для социально-экономического развития страны, так как дает предпринимателям более широкие возможности на рынке. Но ситуация в нашей стране такова, что приватизация привела как раз наоборот к негативным последствиям. Это произошло по многим причинам, в том числе из-за незаконного раздела государственной собственности. Я считаю, что вина во многом лежит на главе государства (в то время этот пост занимал Б.Н. Ельцин), потому как идея была хорошая, но реализована неправильно, бесконтрольно.

Страницы: 1 2 3 4 


Анализ социального положения населения в республике Марий Эл: Уровень жизни и демографическая ситуация. Демографическая ситуация.
Демографическая ситуация в Республике Марий Эл, как и в целом в Российской Федерации, характеризуется тенденцией снижения численности постоянного населения. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения Респу ...

Объект и предмет социологии
Основные компоненты знания. В социологии, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: зна­ние и средства его получения. Первый компонент — социологическое зна­ние — включает в себя знание о знании (методологическое ...

Болонский процесс
Сейчас идёт очень непростой процесс глобализации в масштабе всего мира, что существенным образом отражается на образовании. В сфере российского образования глобализация проявляется в форме Болонского процесса. Болонский процесс - это про ...