SociologyBest

Основы социологии

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения
Страница 2

Материалы » Общая теория статистики » Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

В отличие от альтернативного атрибутивный признак имеет более двух вариантов, которые при этом выражаются в виде понятий или наименований. К атрибутивным признакам относятся район проживания, вид продукции, специальность работника, цвет товара. Такие признаки имеют место в различных областях исследования, но в большей степени они характерны для информации, с которой работают маркетологи, социологи.

Порковые признаки отличаются от атрибутивных тем, что они имеют несколько ранжированных, т.е. упорядоченных по возрастанию или убыванию качественных вариантов. Примерами таких признаков являются уровень образования (начальное, общее среднее и т.д.). уровень квалификации, воинское звание, различного рода рейтинги. Отдельные варианты порядкового признака трудно соизмерить количественно. Порядковый признак может иметь числовое выражение. В качестве примеров можно привести такие порядковые признаки как спортивный разряд, тарифный разряд служащего, рейтинговые опенки. В обозначении вариантов этих признаков цифры можно заменить буквами алфавита без какого-либо снижения их информативности.

Признаки, присущие единицам совокупности, изучаются с помощью статистических показателей. Различают конкретный статистический показатель и показатель-категорию. Конкретныйстатистический показатель характеризует размер, величину изучаемого явления или процесса в определенном месте и в определенное время или на определенную дату. Показатель-категория отражает сущность, общие отличительные свойства конкретных статистических показателей одного и того же вида без указания места, времени и числового значения.

Перечень признаков, регистрируемых в процессе наблюдения, называется программой статистического наблюдения, К

программе наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна отвечать при любом статистическом исследовании. Важнейшие из них следующие:

1) программа должна содержать существенные признаки, по возможности непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства;

2) в программу не следует включать второстепенные вопросы, так как они затрудняют работу по сбору информации, а в дальнейшем - по ее обработке и анализу;

3) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;

4) в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и точные ответы;

5) в программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие полям проверки и уточнения собираемых сведений.

Составление программы наблюдения должно быть ориентировано на решение поставленных задач статистического исследования, которые оформлены в виде программы разработки его материалов - перечня показателей целевой совокупности, представляющих основной интерес.

Формуляр наблюдения содержит перечень вопросов программы наблюдения и свободные места для записи ответов на них, в том числе в виде кодов ответов. Формуляр отчетности называется формой государственного статистического наблюдения.

Страницы: 1 2 3


Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.
В 2000 г. Правительство РФ одобрило Концепцию охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., разработанную Минздравом России и РАМН. В Концепции было отмечено, что охрана здоровья населения является одним из приорит ...

Гендерная модель «советского детства» на начальных этапах появления советской власти
Изучение советского детства является перспективным в контексте гендерной методологии. Начало гендерного анализа государственных стратегий в области детства в 1920-30-е годы было положено современными российскими и западными учёными. Одна ...

Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России
Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие "социальное образование", которое включает множество взаимосвязанных компонентов: социальное образование как ценность, как система, как процесс, ...