SociologyBest

Основы социологии

Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические основы изучения социального самочувс
Страница 4

Материалы » Возможности профессиональной реализации и жизненные стратегии выпускников вузов в закрытом административно-территориальном образовании (на примере г. Снежногорск) » Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические основы изучения социального самочувс

Сущность социального самочувствия также обусловлена тем, что психофизиологи­ческое, эмоциональное состояние людей, их поведение, зависят от степени разрешаемости социальных проблем, противоречий, удовлетворения социальных интересов, прелом­ляющихся через психику, сознание, и определяющих действия индивидов. [8, с. 31]

Выпускники вузов, находясь в пространстве «закрытого» города, вынуждены принимать решения исходя из сложившейся ситуации. Пространство «закрытого» города «предлагает» людям с высшим образованием достаточно узкий набор возможностей решения возникших проблем, удовлетворения социальных потребностей и интересов. В своем исследование мы попытались выяснить, как выпускники вузов решают возникшие проблемы и удовлетворяют свои социальные потребности и интересы. На пример, где они предпочитают проводить досуг, отдых и отпуск. На кого они рассчитывают в поисках работы, в улучшение жилищных условий.

В результате социальное самочувствие выступает как такое жизненное образова­ние, которое концентрирует ведущие элементы (доминанту) сознания и поведения человека, актуализирует их и превращает в важнейшую, а иногда в главную основу, базу общественной и личной жизни.

Таким образом, выявляя сущность социального самочувствия, следует обращать вни­мание на то, что оно, по сути, представляет собой целостную характеристику, в которой в интегрированном виде воплощаются основные формы восприятия действительности с позиций определенной ценностной установки, что можно называть и жизнеощущением.

Итак, в социальном самочувствии, как целостной форме жизнеощущения, находят свое выражение весьма непростые социальные и социально-психологические процессы. Поэтому и подходы современных исследователей к изучению понятия «самочувствие» весьма разнятся. [9, с. 15]

Блок эмпирических показателей, объединенных общим понятием — «социальное самочувствие» предполагает ряд компонентов, взаимосвязанных друг с другом. Среди них, прежде всего, следует назвать активное знание, информированность людей по всем проблемам общественной жизни. Это знание, которым человек собирается руководство­ваться или уже руководствуется, в свою очередь может быть полным или частичным, ис­тинным или ложным (или комбинацией того и другого), иметь позитивную или негатив­ную социальную направленность и т. д.

На наш взгляд, большое значение имеет социальная память (историческая, профессиональ­ная, а также выраженная в виде традиций и обычаев), которая в сжатом виде всегда при­сутствует в реальном сознании и повседневном поведении людей и которая в определенном аспекте входит в социальное самочувствие. Уверенность человека, например, в не­зыблемом авторитете народных традиций способна сделать социальное самочувствие более долговременно действующим фактором, чем просто эмоциональный настрой, сфор­мировавшийся под влиянием кратковременно проходящей ситуации. Следовательно, со­циальная память включает в себя специфически отобранную информацию, исходя из лич­ного и общественного опыта, роли и влияния традиций и обычаев.

Эмпирические показатели социального самочувствия связаны с эмоциональным и чувственным восприятием информации, что, во-первых, выражается в общественном (груп­повом, индивидуальном) мнении, во-вторых, в степени удовлетворенности или неудов­летворенности тем событием, явлением, процессом, с которыми сталкиваются люди в ре­альной жизни.

При характеристике понятия «социальное самочувствие» важна, по мнению ряда исследователей (Ж. Тощенко, А. Бородкина, В. Герчикова), регистрация такой заключи­тельной характеристики изучаемого феномена, как самосохранение, когда социальные проблемы мира, страны, региона, конкретного места, где человек работает и живет, обо­рачиваются для него такими же важными жизненными ситуациями, как личное благопо­лучие, защищенность близких для него людей или ближайшего его окружения, уверен­ность в своем будущем, будущем своих детей и гарантиях этой уверенности. [16, с. 14]

Главное в изучение социального самочувствия составляют оценка и самооценка социального статуса, социального положения, уровня духовной культуры выпускников вузов проживающих в закрытом административно-территориальном образовании. Прежде всего, в этом смысле очень важна оценка, во-первых, врожденного социаль­но статуса (социальное происхождение молодых специалистов ЗАТО. Где они родились, в каких условиях получали высшее образование и получали ли его вообще) и, во-вторых, достигаемого социального статуса (наличие высшего образование, квалификация, которой обладают выпускники вузов, проживающие в «закрытом» городе, их уровень доходов и т. д.) и, в-третьих, статуса, обусловленного внешними обстоятельствами (например, смогли ли они найти работу по специальности в пространстве ЗАТО). Все это мы пытались выяснить у выпускников вузов проживающих в ЗАТО с помощью выбранного нами метода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические основы изучения социального самочувс
Приступая к эмпирическому изучению социального самочувствия и адаптации, необ­ходимо осознать всю сложность и неординарность этих философских категорий, что предъяв­ляет высокие требования к определению методологических оснований социолог ...

Западноевропейская модель социальной работы (Германия)
Западноевропейская модель социальной работы (Германия) Корпоративная модель социальной работы, функционирующая в большинстве стран континентальной Западной Европы (в Германии, Австрии, Франции, Италии и других государствах), по целому ря ...

Основные функции социологии
Основное содержание социологии, ее теоретическое и практическое значение выражается в выполняемых ею функциях. Остановимся на важнейших из них, к которым можно отнести познавательную, практическую и идеологическую функции социологии. Поз ...