Социализация и адаптация детей-инвалидов. Социальная адаптация как цель
социальной политики в отношении детей-инвалидовСтраница 2
Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» формирует общественные установки отношения к инвалидам. Социальная работа с детьми-инвалидами строится на основе положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181. Именно в этом законе определяется понятие «ребенок-инвалид» как лицо с ограничениями жизнедеятельности, возможностей до 18 лет. Этот закон рассматривает адаптацию детей-инвалидов как цель реабилитации. «Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество»[6]. Статья 18 этого закона посвящена исключительно воспитанию и обучению детей-инвалидов. Согласно этому закону, образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. «Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения»[7]. Кроме образовательного права, детям-инвалидам предоставляются другие равные с их здоровыми сверстниками права. Такова буква закона. Он, как отмечено выше, отчасти создает основы правильного, милосердного отношения к детям-инвалидам. Но на практике использование детьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему. «Ведь создание правового цивилизованного государства невозможно без учета прав людей с ограниченными возможностями. Такой этап прошли все цивилизованные страны. Для того, чтобы проблема была решена и в нашей стране, нужно двигаться в направлении ее решения. Поднимать эту тему в средствах массовой информации. Проводить занятия в школах, на которых дети получают представление о жизни человека-инвалида, как это делается в большинстве цивилизованных стран. И, наконец, это, пожалуй, самое важное - создавать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями»[8].
Большинство детей-инвалидов когда-нибудь станут взрослыми людьми. В условиях современной рыночной экономики этот закон обеспечивает социальные гарантии детям-инвалидам. Статьи этого закона касаются социального и материального обеспечения, трудовой занятости, обеспечения рабочими местами, продолжительности рабочего дня инвалидов, создания общественных объединений инвалидами, ответственности и льгот работодателям для инвалидов. Этот закон, с одной стороны стимулирует инвалидов к производительному труду и общественной активности, а с другой - дает социальные гарантии удовлетворения основных жизненных потребностей и тем, кто не может работать, защищает о произвола, предусматривает улучшение общественной обстановки в отношении инвалида.
В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отмечено, семья является важнейшим институтом социализации ребенка-инвалида. Именно в семье создается та необходимая любому ребенку среда, в которой он может овладеть человеческими формами поведения, развить душевные качества, интеллектуальные способности. Основное направление государственной политики в отношении детей-инвалидов – это адаптация ребенка к социуму через семью. Никто лучше родителей не сможет удовлетворить потребности ребенка.
Причины конфликта
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин.
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ...
Референтные и членские группы
Референтная группа, как отмечает Г.С. Антипина - "это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном" [7: С.56].
Открытие феномена "референтной группы" пр ...
Возрождение феминизма
в конце 70-х гг. Женщины в правозащитном движении
Как реакция на «советскую эмансипацию» в середине 1970-х годов в СССР началось возрождение феминизма. Часть жительниц крупных, прежде всего столичных, городов были вовлечены в правозащитную деятельность. Они выполняли и в ней не столько р ...