Социальные отношения на международном уровне. Глобальный
уровень обществаСтраница 3
Термин «третий мир» ввели в 1952 г. французы для описания группы стран, которые в эпоху «холодной войны» между США и СССР (соответственно первым и вторым миром) не присоединились ни к одной из враждующих сторон. Среди них были Югославия, Египет, Индия, Гана и Индонезия. Во второй половине 50-х гг. термин приобретает более широкое значение. Он стал определять все слаборазвитые страны. Таким образом, его смысл наполнился не географическим, а экономическим содержанием. К слаборазвитым странам начали относить всю Латинскую Америку, всю Африку (исключая ЮАР), всю Азию (за исключением Японии, Сингапура, Гонконга и Израиля). А некоторые страны, такие как страны Африканской Сахары, Гаити, Сомали, Эфиопия, Судан, Бангладеш и др., обремененные чрезмерной бедностью и нищетой (их население находится на грани массового голода), были зачислены в разряд четвертого мира. Их специально отделили от третьего мира, который уже выбрался на путь экономического прогресса. Они отстали от многих развивающихся стран настолько сильно, что их все больше отодвигают на обочину мировой политики.
За 80-е гг. число стран, относимых ООН к наименее развитым, возросло с 31 до 47. В 1990 г. почти 3 млрд жителей Африки южнее Сахары, Южной Азии, Индии и Китая имели средний годовой доход на душу населения менее 500 дол., 1,5 млрд человек в Латинской Америке, Ближнем Востоке и Северной Африке -2 тыс. дол., в то время как 850 млн жителей наиболее развитых стран - 20 тыс. дол.
Между богатыми и бедными странами неравенство не только сохраняется, но и возрастает. Ученые даже говорят о глобализации неравенства. Согласно имеющимся данным, разрыв между верхней 1/5 частью и нижней 1/5 частью населения в Великобритании (или странах одного с ней уровня) составляет примерно 5,5:1. Но разрыв между средним доходом в Великобритании (или странах одного с ней уровня), с одной стороны, и, например, Бангладеш - с другой, составляет около 100:1. Этот разрыв будет еще большим, если взять верхнюю 1/10 часть населения в Великобритании (или США и Швейцарии) и нижнюю 1/10 часть в Бангладеш, Гаити и Буркина-Фассо.
В целом в середине 80-х гг. страны первого мира (развитые капиталистические страны) составляли примерно 25% населения Земли, второго мира (социалистический лагерь, включавший 26 стран с общей численностью населения около 1,7 млрд человек) - 37%. Остальные страны составляли третий и, в очень незначительной степени, четвертый мир. Из 5,6 млрд землян 1 млрд. проживает в богатых, а 4,6 млрд - в бедных странах. На долю последних приходится лишь 1/3 мировой продукции. За последние 30 лет им досталось всего 15% прироста мирового совокупного продукта. Из 2,8 млрд трудоспособного населения 120 млн полностью, а 700 млн частично безработные. Около 1 млрд взрослых людей практически неграмотны, а 500 млн детей не имеют возможности ходить в школу. И характерно, что только 4% развивающихся стран догоняют передовые, а остальные 96% все более отстают. Каждый человек, живущий в развитой стране, потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем житель бедной страны. При этом развивающиеся страны в десятки раз больше тратят денег на закупку вооружений, чем на социальное развитие.
Особенность международной политики стран третьего мира заключалась в том, что они конкурировали между собой за оказание финансовой помощи со стороны США и СССР. А великие державы не препятствовали тому, набирая сторонников в свои ряды, расширяя сферу идеологического и политического влияния. Часто борьба между гигантами перерастала в локальные и региональные войны, как это было, например, в 60-х - начале 70-х гг. в Юго-Восточной Азии или в 70-80-х гг. в Анголе.
Социологические воззрения М. Вебера. Методология
социологического познания М. Вебера
Вебер считал, что абстрагироваться от того, что человек есть существо сознательное, не может ни историк, ни социолог, ни экономист. Но руководствоваться при изучении социальной жизни методом непосредственного вживания, интуиции Вебер реши ...
Формирование социальных отношений. Типология. Ценностные и нормативные
характеристики
Почему же социальные отношения, порождаемые подчас сходим ми взаимодействиями, отличаются друг от друга по содержанию? Почему, например, конфликтные взаимодействия могут порождать у разных индивидов одновременно отношения ненависти и соли ...
Реализация принципов «независимой жизни» людей с
инвалидностью в процессе медико-социальной реабилитации
В настоящее время в Российской Федерации более 11 млн. людей с инвалидностью, из них свыше 600 тысяч - дети. Более половины российских инвалидов - люди трудоспособного возраста, но работают лишь примерно 10% россиян с ограниченными возмож ...