SociologyBest

Основы социологии

Семиотический подход к изучению знаковых систем
Страница 2

Материалы » Язык и символы молодежных субкультур - хиппи, байкеров, растаманов » Семиотический подход к изучению знаковых систем

В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (В.В. Иванов, В.Н. Топоров, В.А. Успенский и др.) и в Тарту (Ю.М. Лотман, Б.М. Гаспаров и др.), в последствии объединённых в единую Московско-Тартускую школу семиотики, возглавлявшуюся Ю.М. Лотманом. Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным» знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов относились исследования мифа, фольклорных и авторских текстов. Другое направление, связанное с этим понятием, было представлено в работах Ю.М. Лотмана, для которого понятие текста, прежде всего художественного, стало ключевым, т. к. именно его он распространил на описание культуры в целом. Само же понятие культуры становится центральным и понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром и выполняющая функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. В своих работах Лотман также рассматривал семиотическую культуру как «семиосферу» – сферу знаковой деятельности вообще. Такого развитие и становление семиотики как науки на протяжении 20 столетия.

Для семиотического подхода характерно выделение трёх уровней исследования знаковых систем, соответствующих трём аспектам семиотической проблематики: синтактики посвященной изучению синтаксиса знаковых систем, т.е. структуры сочетаний знаков и правил их образования и преобразования безотносительно к их значениям и функциям знаковых систем; семантики рассматривающей знаковые системы как средства выражения смысла, предмет её представляют интерпретации знаков и знакосочетаний; прагматики изучающей отношение между знаковыми системами и теми, кто воспринимает, интерпретирует и использует содержащиеся в них сообщения. Одна из важнейших проблем семиотики состоит в выяснении того, в какой мере эти уровни исследования взаимосводимы.

Говоря о семиотике, следует иметь в виду три различных её аспекта. В первом она являет собой научную дисциплину, предсказанную еще Ф. Соссюром. Это область знания, объектом которого является сфера знакового общения: «…можно представить себе науку, изучающую жизнь знаков в рамках жизни общества; такая наука явилась бы частью социальной психологии, а, следовательно, и общей психологии; мы назвали бы её семиологией…». Во втором аспекте семиотика предстаёт как метод гуманитарных наук, проникающий в различные дисциплины и определенный не природой объекта, а способом его анализа. С этой точки зрения, один и тот же научный объект допускает и семиотический, и несемиотический подход. Третий аспект выступает как своеобразие научной психологии исследователя, склад его познающего сознания. Подобно тому, как кинорежиссер привыкает смотреть на окружающий мир сквозь пальцы, сложенные по форме кадра и «вырезающие» из целостного пейзажа отдельные куски, исследователь-семиотик привычно преобразует окружающий его мир, высвечивая в нем семиотические структуры, а все, привлекающее внимание исследователя-семиотика, семиотизируется в его руках. Данные аспекты в своей совокупности составляют область семиотики.

Нельзя не отметить тот факт, что семиотика занимает среди других наук уникальное место. Последняя получает материал из различных наук, обрабатывает его и затем передаёт этим наукам свои обобщения. Именно к семиотике должны обращаться науки за понятиями и общими принципами, существенными для решения их собственных проблем знакового анализа, т. к. любая наука использует знаки и выражает свои результаты с помощью знаков, таким образом, семиотика – это не просто наука среди других наук, а орган, или инструмент всех наук. Семиотика – молодая наука, наука будущего, ей предстоят ещё многие открытия.

Страницы: 1 2 3


Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе
Идентичность — относительно устойчивая и осознанная система представлений индивида о себе и окружающем мире, в которой происходит его отождествление с определенными ценностями, с другим человеком или группой. Индустриальные общества — че ...

Болонский процесс
Сейчас идёт очень непростой процесс глобализации в масштабе всего мира, что существенным образом отражается на образовании. В сфере российского образования глобализация проявляется в форме Болонского процесса. Болонский процесс - это про ...

Волонтёры, как общественное движение
Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым ресурсом развития мировой экономики. Движение зародилось в США, где уже в XIX в. волонтеры обеспечивали фу ...