Теория «социального действия»
Целерациональное действие не есть некий всеобщий тип действия, напротив, он даже, по Веберу, не является преобладающим в эмпирической реальности. Целерациональное действие — это идеальный тип, а не эмпирическое обобщение. Именно целерациональное действие есть наиболее «рабочий» социологический идеальный тип, с помощью которого производятся основные исследования веберовской социологии[10].
В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер ставит отдельного рационально (осмысленно) действующего индивида. Согласно Веберу, общественные институты – право, государство, религия и т. д. – должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею, что общество «первое» составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действия отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.
Наличие субъективного смысла и ориентация на других — два необходимых признака «социального действия» и его понимания предмета социологии.
Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.
Динамика малых социальных групп
Рассмотрим специфические факторы, которые присущи функционированию групп.
Групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамик ...
Виды власти в современном обществе
Власть имеет много степеней и форм проявления, включающих с себя, с одной стороны, вспышки раздражения у маленьких детей, на которые быстро реагируют их родители, а с другой стороны -армейскую мобилизацию больших масс населения. Мы в данн ...
Состояние системы подготовки специалистов по
социальной работе. Общепринятые
требования к подготовке специалистов по социальной работе
Единого международного набора требований к обучению и аттестации социальных работников не существует. [6] Каждая страна определяет свой набор требований по отношению подготовки специалистов по социальной работе.
Для начала, остановимся н ...
