SociologyBest

Основы социологии

Духовная сфера межэтнических отношений

Научное решение проблем возможно, если использовать совокупность наук. Однако одни из них (философия, социология, экономические и другие научные дисциплины) в большей мере ориентированы на решение проблем социальной работы, понимаемой в широком смысле. Другие, в том числе социальная работа, как имеющие преимущественно прикладной характер, ориентированы на решение более конкретных проблем, что связано с пониманием социальной работы в узком смысле слова. Их значимость в том, что они имеют возможность сочетать теоретические и практические аспекты в решении проблем социально-этнической среды.

В связи с этим особую актуальность приобретает задача подготовки социальных работников, специализирующихся в области социально-этнических, межнациональных отношений.

В области духовной жизни, идеологической и теоретической деятельности предотвращению межэтнических конфликтов могут способствовать выявление так называемых белых пятен, изучение истории, культуры, обычаев народов, подготовка содержательных и правдивых учебников, научных трудов по истории, культуре, этнографии, многочисленных и малочисленных народов (социально-этнических общностей и групп), проживающих как в России, так и в СНГ. Создание национальной социально-экономической статистики может дать полную картину экономической, политической, социальной и культурной жизни в республиках и других национально-территориальных образованиях, представление о жизни разных народов и социально-этнических групп.

Болезненной может быть (и является в определенных условиях) языковая проблема. Функционирование одного, двух или трех государственных языков на той или иной территории должно всякий раз сопровождаться изучением отношений к этой проблеме как коренных, так и некоренных национальностей, как больших, так и малочисленных социально-этнических общностей и групп. Возможность изучения языков коренной национальности и местных языков должна быть реализована в полной мере на территории каждого региона страны. Безусловно, не снимается проблема изучения и знания языка межнационального общения, каким был (да и во многом остается) русский язык в силу многочисленности населяющих страну социально-этнических общностей, преобладания русского населения в России, сложившейся практики межнационального общения.

В недопущении межэтнических конфликтов, снятии их остроты немалую роль может сыграть создание культурных обществ, дворцов культуры для лиц некоренных национальностей в различных республиках и регионах России и СНГ. Практика доказала благотворную роль культурного сотрудничества, организаций фестивалей народного творчества, обмена в области культуры, науки, туризма, спорта и т.д.

По данным социологических исследований, национальное самосознание, культура здоровых, цивилизованных отношений формируются уже в раннем возрасте. Поэтому соответствующая воспитательная работа должна проводиться в семьях, детских учреждениях, школах и т.д.

В решении вопросов межличностного общения представителей социально-этнических групп важнейшую роль должны играть средства массовой информации (СМИ), которые должны функционировать не только на языке коренной нации (группы), но и на языке социально-этнических общностей, проживающих на территории титульной нации (общности). Нужны издания, посвященные социально-этнической, национальной тематике.

Особая роль СМИ в решении проблем межэтнических отношений, недопущения напряженности и конфликтов диктует необходимость принятия соответствующих законодательных актов об ответственности работников СМИ за прямое и косвенное содействие разжиганию межнациональных конфликтов.


Технологии политической власти
В современной политике и политологии широко применяются категории, базирующиеся на понятиях, ранее применявшихся в основном в инженерных дисциплинах, “технологии”, “механизмы”: “технологии реализации власти”, “современные политические тех ...

Марксистское
Во второй половине XIX века значительное влияние в Европе приобрела социально-философская и экономическая теория немецкого мыслителя К. Маркса. В 40-50-е годы течение в России было мало известно, только с конца 60-70-х годов оно набирает ...

Развитие идей семейного детского дома. Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, передается под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Нес ...