SociologyBest

Основы социологии

Структура социологического знания. Типы социологических теорий
Страница 3

Материалы » Парадигма, предмет и структура социологического знания » Структура социологического знания. Типы социологических теорий

Выделение уровней социологии носит весьма условный характер. По сути, все они едины и находятся в тесном взаимодействии. Они как бы взаимодополняют друг друга, образуя единую систему социологического знания. Проявляется это, прежде всего в раскрытии научно-методических основ социологического исследования в системе принципов, законов и категорий, концепции социальных отношений, теоретически обобщающей практически всё многообразие конкретных эмпирических проявлений этих отношений.

К тому же переход исходных теоретических положений к операционализации и их эмпирическому отражению обосновывается с помощью серии показателей в исследованиях социальной структуры общества, культуры, общественного сознания и др. И, наконец, такое единство реализуется методологическим обеспечением социологических служб во всех сферах деятельности и на всех уровнях и видах социологических исследований.

В современной социологии практикуется также выделение ещё двух важнейших направлений – макро - и микросоциологии. Макросоциология ориентируется на исследование больших социальных общностей, систем и групп, а также на изучение глобальных социальных процессов. Тем самым она направлена на постижение законов и закономерностей общественной жизни человека в целом, в совокупности его основных подсистем. Следовательно, макро социология исходит из того, что, только анализируя общество как целостность, можно понять личность человека.

На долю микросоциологии приходится исследование социальных процессов, явлений и тенденций, протекающих в относительно небольших социальных системах, таких, как семья, коллектив, малая социальная группа. Тем самым она ориентирована на эмпирическое описание явлений и событий, протекающих в основном в форме непосредственных социальных контактов. Это обусловливает её направленность преимущественно на социально-психологические методы исследования. Иными словами, микросоциология стремится к постижению целостности социальной жизни через изучение интеракции, т.е. социального взаимодействия индивидов.

Тест.

1. Какое высказывание принадлежит:

1/ К. Максу, 2/ Р. Дарендорфу, 3/ Т. Парсонсу.

А) Конфликт-лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.

1) К. Маркс.

Б) Конфликты являются всепронизывающими, вездесущими компонентами общественной жизни; они-источник инноваций и социальных перемен.

2) Р. Дарендорф.

В) Конфликты в обществе случаются, но они являются либо отклонение от нормы, либо средство, упрочняющее систему.

3) Т. Парсонс.

2. Примером восходящей мобильности является:

Г). Брачно-семейные институты.

3. Дайте определение понятий и категорий социологии:

1. Аномия – (от франц. anomie - отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р.К. Мертоном. («Социология. Курс лекций» Москва 1999г. Стр.468)

2. Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации.

3. Этапы социологического исследования – отражаются в программе и рабочем плане исследования. Это последовательные стадии развития исследования, начиная с уяснения исследовательской проблемы, формулировки целей и задач исследования, разработки его общей концепции (этап формирования программы). Далее необходимо определить способы получения нужной для решения поставленных задач информации (этап обработки методик сбора данных) и осуществить ее сбор («полевой» этап), за которым следует этап подготовки данных к обработке и анализу и этап обработки и анализа полученных данных в соответствии с программой. Заключительный этап – изложение результатов исследования в научной публикации, отчете, практических рекомендациях и проектах социальных изменений.

4. Проблема

Почему О. Конт считается родоначальником социологии?

Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона Законы, О государстве, в Политики Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии.

Страницы: 1 2 3 4