Индивидуальное сознание
Важно различать разумную способность и сознание. Разумная способность как умение формировать знание об окружающем мире в различной степени обнаруживается и у животных. Животные в соответствии со своим сложением и потребностями определенным образом отражают окружающую среду, т. е. формируют знание о ней и это знание используют в своей жизнедеятельности. Но только человек обладает таким качеством, как умение контролировать и совершенствовать сам процесс формирования знания, т. е. человек не просто отражает реальность, не просто обладает знанием, а сознает, что он осуществляет познавательную деятельность, которая становится главной, управляющей по отношению к его общей жизнедеятельности.
Сознание — это способность контролировать свою деятельность с помощью анализа предшествующего опыта, способность переносить положительные итоги прежних опытов на текущую деятельность и планировать будущие действия с учетом достижений и ошибок.
Какой пример из вашей жизни мог бы стать иллюстрацией этого определения? По каким критериям вы различаете положительные и отрицательные итоги жизненного опыта? Всегда ли легко это сделать? Как жизненный опыт влияет на изменение сознания?
Дело в том, что, когда люди, образующие общество, вырабатывают единые стандарты поведения, формы взаимодействия, способы освоения природной среды, они при этом также вырабатывают совместные представления о своей деятельности. Сознание — это не только индивидуальный акт, но обязательно и акт общественный. Если я постоянно общаюсь с людьми в процессе моей жизнедеятельности, то у нас у всех вырабатываются общие (необязательно одинаковые!) «взгляды» на то, что мы делаем, и на окружающий мир. В этом смысле сознание означает также и общее нам-' всем знание, которым мы обладаем сообща.
Классификация
социальных потребностей. Мотивы социального действия как отражение
социальных потребностей
Совершает человек наиболее значимые поступки осмысленно, то есть совершает социальное действие. Без учета мотивов того внутреннего смысла, который вкладывается человеком, социальной общностью людей в свои усилия для реализации той или ино ...
Сущность и значение психологии в социальной практике
Пристальное внимание к психологии обусловлено сложным характером задач, стоящих перед человеком в эпоху «технологических революций», которая сопровождается кризисом традиционных институтов социализации личности, изменениями общественной с ...
Идея семейного детского дома
Семейные детские дома придумал Детский фонд в прямом смысле этого слова. В 1988 году было принято постановление советского Правительства, подтвержденное чуть позже правительствами всех союзных республик, входивших в СССР, о поддержке этог ...
