SociologyBest

Основы социологии

«Призрение - дело государственное»

В отличие от подаяния призрение носит организованный характер и осуществляется государством, церковью, обществом, а также частными лицами; выражается прежде всего в предоставлении кому-либо приюта и пропитания. Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 году. Был учрежден Аптекарский Приказ - высший медицинский орган, ведающий медицинским и аптечным делом, а с 1670 года при царе Алексее Михайловиче (1645 - 1676) - Приказ строения богаделен (все богадельни были отнесены к ведомству патриаршего дома). Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решением осуществить какую-нибудь систему общественного призрения, а только усилением благотворительной деятельности, как самого царя Алексея Михайловича, так и ближайших к нему лиц. Но уже в этот период времени появляется необходимость перехода к системе общественного призрения. При этом ясней начинает обозначаться и сама система общественного призрения, в задачи которой входит не только милостыня бедным, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка, а позднее даже и наказания за тунеядство.

Очевидно, что общественное призрение в это время как отрасль государственного управления не отрицает благотворительность как проявление известного религиозного или морального настроения. Напротив того, признавая законность ее, видит в ней важнейший источник средств для призрения. При этом новое направление в общественном попечении о бедных стремится урегулировать и направить благотворительность, привести ее в известный порядок и более или менее подчинить ее государственным интересам, однако пока еще без всякого стеснения и насилия над благотворителями. Государство еще не налагает обязанностей на общество, не обязывает его различать нищенствующих, выделять из них порочных ленивцев и принимать по отношению к каждой отдельной категории нуждающихся определенные меры попечения. Эти обязанности оно склонно принять на себя и свои органы и позаботиться устранением злоупотреблений нищенством; частные же благотворители могут по-прежнему подавать милостыню по своему усмотрению всем тем, кому правительство разрешит нищенствовать. Но помощь в закрытых заведениях, очевидно, предпочитается обязательной раздаче пособий, и благотворители приглашаются направлять свои пожертвования в богадельни, госпитали, школы. К концу царского периода нашей истории зарождается новая мысль, по которой помощь общества в деле призрения должна быть не только добровольной, факультативной, но и обязательной.


Вопросы и задания к главе
1. Выполните (в тетради) следующие задания: 1) соотнесите формы общественного сознания с определенными видами отношений к миру (поставьте стрелочки между соответствующими парами): ИСКУССТВО НАУКА ИДЕОЛОГИЯ ПРАВО РЕЛИГИЯ МОРАЛЬ Дов ...

Мотивация террора
Мотивация представляет собой рациональное объяснение субъектом своих действий в пределах социально приемлемых обстоятельств. Оправдывающие террор мотивы выводятся из самых разных обстоятельств такого рода. Террор часто воспринимается как ...

Непосредственно конфликт.
Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их ...