SociologyBest

Основы социологии

Западноевропейская модель социальной работы (Германия)
Страница 3

Материалы » Западноевропейская модель социальной работы (Германия)

В Германии действует и такое правило: полис обязательного медицинского страхования, который имеет хотя бы один из работающих родителей, распространяется на второго супруга и на детей до достижения ими 18 лет. Для нетрудоспособных детей этот срок может быть продлен до 23 лет. Определенные льготы по оплате взносов на обязательное медицинское страхование предусмотрены для многодетных семей и студентов.

На граждан Германии, которые в силу высоких доходов или профессиональной деятельности не подлежат обязательному медицинскому страхованию, распространяется частное медицинское страхование. Кроме того, участвовать в этом виде страхования могут и другие лица, которые имеют средства и желание получить дополнительную медицинскую помощь сверх предусмотренной системой обязательного страхования.

Механизмом борьбы с безработицей, используемым активно в странах континентальной Западной Европы, является контракт по найму на определенный срок действия. Такой контракт повышает для предпринимателей гибкость использования трудовых ресурсов, предоставляя возможность нанимать рабочую силу на фиксированный срок. Корпоративный интерес в данном случае соединяется с государственным. В некоторых случаях правительственные органы идут на компенсационные выплаты, чтобы привлечь к трудовой деятельности через контракты по найму малоквалифицированных работников, представителей молодежи. В конце 90-х годов во Франции реализовалась социальная программа по обеспечению нескольких сотен тысяч молодых безработных пятилетними не возобновляемыми трудовыми контрактами. Правительство возмещало 80 % зарплаты трудоустроенных, а остальное поступало от работодателей. В данном случае вновь использовался механизм государственно-корпоративного взаимодействия в решении сложных социальных проблем. Эти меры вместе с другими позволили сократить уровень безработицы во Франции с 12 % в 1998 г. До 9 % в 2002 г. Тогда же, благодаря развитию новых форм занятости и улучшению организации производства, рынок труда пополнился в целом по странам Европейского Союза почти на 10 млн. новых рабочих мест (из них 6 млн. для женщин) и на 4 млн. уменьшилась безработица.

Сохраняя действующую систему страхования по безработице, континентальные государства Западной Европы вносят в нее определенные коррективы, нацеленные на скорейшее привлечение безработных к труду. Так, в Германии недавно было решено отменить правило, согласно которому безработный может оказаться от предложенного службой занятости места трудоустройства, если его потенциальный чистый доход меньше пособия. Не будут теперь рассматриваться в виде аргументов для отказа от работы и такие обстоятельства, как большая удаленность предприятия от места проживания, уровень образования, плохие условия труда.

Корпоративно-страховая направленность системы социальной защиты в странах континентальной Западной Европы обеспечивает приличный уровень пенсий, пособий и других страховых выплат. При этом здесь успешно осуществляется и государственное регулирование процессов, происходящих в социальной сфере.

Как уже отмечалось, важным проявлением государственно-корпоративной модели социальной работы является наличие действенной системы государственной помощи и социальных гарантий. Социальная помощь является одним из составных элементов системы социальной защиты. В отличие от социального страхования, в соответствии с которым застрахованное лицо получает социальные выплаты, гарантированные его взносами, социальная помощь не обуславливается отношениями страхования, а основывается на одностороннем праве получения помощи для обеспечения средств к жизни и при определенных жизненных обстоятельствах. В основе системы помощи малообеспеченным гражданам лежит принцип попечительства, согласно которому на поддержку может рассчитывать каждый нуждающийся в том случае, если для него не представляется возможным самостоятельно выйти из затруднительного положения. По этой причине, например в Германии, социальная помощь понимается как «последняя помощь», оказываемая тогда, когда исчерпаны или не существуют иные способы социальной поддержки, к которым относятся различные формы социального страхования. Такая помощь предоставляется преимущественно за счет средств государственного бюджета. Характерной ее чертой является адресность, предусматривающая проверку имущественного и финансового положения получателя помощи с целью выявления соответствия его положения условиям, необходимым для ее предоставления.

Очевидно, что система социального страхования не позволяет учесть все возможные риски. Различные жизненные ситуации обуславливают необходимость оказания социальной помощи со стороны государства. Среди таких обстоятельств следует назвать естественные причины раннего ограничения или потери трудоспособности, влекущие за собой невозможность участия в системе социального страхования за счет утраты взносов, увеличение числа одиноких или разведенных женщин с детьми, нуждающихся в финансовой поддержке от государства, и др.

Страницы: 1 2 3 4


Социальные субъекты политической власти
Когда мы говорим о субъектах политической власти, мы имеем в виду тех, кто непосредственно и самостоятельно участвует в политической жизни общества и в той или иной мере влияет на нее. Субъект власти - это её непосредственный носитель. Дл ...

Соотношение неравенства, равенства и справедливости
Проблема социальной справедливости тесно связана с проблемой равенства и неравенства людей в конкретных исторических условиях. Иногда можно встретить утверждение, что справедливость есть не что иное, как последовательно проведенное равенс ...

Актуальные проблемы стратегии экономического и социального развития Украины на современном этапе. Национальные и мировые программы создания информационного общества
Новое общество называют постиндустриальным, постэкономическим, поскольку речь идет о многосторонних и кардинальных изменениях в развитии цивилизации. Но одним из простейших является название "информационное общество", так как он ...