Социологические исследования М.ВебераСтраница 2
Суммируя свою точку зрения на предмет социологического исследования, Вебер считает, что «специфически важнейшим для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено». Займы онлайн
Вебер не выпускает из поля зрения социологии и аффективные действия, а также поведения, «эмоциональные состояния» как то: «чувство собственного достоинства», «гордость», «зависть» и т.д. Однако понимающую социологию здесь интересуют не чисто психологические данности. Она их дифференцирует по типам смысловой (прежде всего внешней) соотнесенности действия, а целерациональность служит ей в качестве идеального типа для того, чтобы оценить его иррациональность. Поэтому он считает «события, лишенные смысла, субъективно соотнесенного с поведением других, …не безразличны с социологической точки зрения. Напротив, именно в них могут содержаться решающие условия, а, следовательно, причины, определяющие поведение». При социологическом объяснении иррациональных моментов поведения понимающая психология может оказать серьезную помощь. Правда, такая возможность, по Веберу, ничего не меняет в методологическом отношении, т.е. психология может выполнять лишь подсобную роль и не более.
Пытаясь выделить специфический характер социологического видения социальных реалий, наделяя их «целерациональностью», рассматривая в качестве определенного «идеального типа», Вебер постоянно подчеркивает пределы познавательных возможностей, связанных с этими типами. Так, с одной стороны, понятые в смысловом отношении духовные связи, особенно целерациональны ориентированные мотивации, могут служить звеньями каузального ряда, объясняющими характер поведения (действия). С другой же – эти чисто «смысловые» интерпретации конкретного поведения как таковые даже при наибольшей очевидности «являются для социологии, лишь гипотезами каузального сведения». В этом отношении гипотезы нуждаются в самой тщательной верификации, осуществляемой совершенно такими же средствами, как верификация любой другой гипотезы. Смысл веберовских рассуждений, касающихся методологической стороны применения «идеальных типов», сводится к тому, что степень рациональной правильности поведения является для эмпирической дисциплины вопросом эмпирическим. Применительно к социологическому познанию Вебер все-таки делает оговорку, что такое познание «определяется отнесением к ценности» и именно «отнесение к ценности», хотя оно и не устраняет эмпирического характера объекта, «обуславливает характер применяемых идеальных типов и их функций».
Социальные институты
Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов.
Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институты обес ...
Основные теоретические концепции конфликтологии в
социальных системах
Проблема теоретического осмысления конфликта всегда носила междисциплинарный характер. В истории развития конфликтологии существовали три основных теоретических подхода.
Пальма первенства в специальном изучении проблемы конфликта историч ...
Деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по
содействию занятости безработных граждан
В течение 2008 года решающее воздействие на рынок труда города Благовещенска и Благовещенского района оказывали кризисные процессы, демографические и миграционные факторы. Снижение уровня производства сопровождалось сокращением занятости, ...