Ценностно-мотивационная детерминация репродуктивного поведения. Репродуктивная мотивация, как элемент репродуктивного поведения: анализ подходов и эмпирические исследования
Исследуем репродуктивную мотивацию, как элемент репродуктивного поведения. Согласно одному из распределенных определений, под репродуктивной мотивацией понимаются репродуктивные мотивы, мотивы рождения детей, психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению личных целей экономического, социального и психологического характера через рождение определенного числа детей. Этот показатель, в целом, раскрывает качественные стороны потребности человека в детях, ее содержание и выражает собой побудительный компонент репродуктивной установки[23].
Различают экономические, социальные и психологические репродуктивные мотивации[24].
Экономические связаны со стремлением личности к упрочению благосостояния семьи, с разнообразными льготами, предоставляемыми при рождении определенного числа детей;
Социальные способствуют сохранению или повышению социального положения родителей, обществ. авторитета и престижа индивида, преемственности рода и семьи;
Психологические делятся на три группы:
- в первую входят мотивы, обусловленные потребностью в наполнении своей жизни смыслом, потребностью родителей в сыновней (дочерней) любви, уважении, стремлением продолжить в детях себя, к.-л. свои свойства, потребностью через общение с детьми открывать для себя неизвестные до тех пор стороны жизни.
- вторая обусловлена потребностью заботиться о маленьком ребенке, любить его и по мере роста самому (самой) направлять его развитие, передавать свой жизненный опыт.
- в третьей группе условно объединяются все остальные виды психол. Р. м. - желание избежать одиночества в старости, желание супругов укрепить брак и т. д.
Каждый тип репродуктивной мотивации представлен множеством конкретных мотивов.
В целом, структура репродуктивной мотивации у отдельных людей неодинакова, но в основном она представляет собой иерархию мотивов, свойственную тем или иным историческим периодам, а в их пределах - тем или иным регионам, странам, городам и т. д.
Изучение репродукционных мотиваций, позволяет определить и усилить те мотивы, воздействие которых на данном этапе в большей мере способствует обеспечению потребностей общества в воспроизводстве населения.
Основные подходы к изучению репродукционной мотивации, как элемента репродукционного поведения таковы[25]:
- социологический (предполагает рассмотрение репродуктивных мотиваций в рамках социологического подхода);
- структурно-функциональный (объясняет дифференциацию репродуктивного и брачного поведения в контексте развития ценностно-нормативной системы общества);
- социально-демографический (изучение механизма формирования и реализации демографического поведения индивидов, изучение роли детей и потребности в них в системе ценностных ориентаций личности и семьи;
- факторный анализ (который подразумевает глубокое изучение исследуемого объекта, выявлять скрытые закономерности и детерминанты за счет сведения большого числа переменных к меньшему их числу (факторов);
- и др.
В рамках этих подходов, учеными производятся эмпирические исследования, которые направлены на выявление различных аспектов репродуктивной мотивации, зависимость ее от определенных факторов и т.д. Применение эмпирических подходов, во многом, различается в зависимости от деления на экономические, психологические и социальные мотивации. В ряде случаев, для более глубокой трактовки полученных результатов применятся факторный и другие виды анализа.
Теперь ознакомившись теоретически с самим понятием репродуктивной мотивации, перейдем к рассмотрению частных вопросов, актуальных в контексте нашей работы.
Классификация
социальных потребностей. Мотивы социального действия как отражение
социальных потребностей
Совершает человек наиболее значимые поступки осмысленно, то есть совершает социальное действие. Без учета мотивов того внутреннего смысла, который вкладывается человеком, социальной общностью людей в свои усилия для реализации той или ино ...
Актуальные проблемы массовой коммуникации
Массовая коммуникация – это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникат ...
Функции семьи
Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная функция, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это: - воспитательная – социализация молодого поколения; - хозяйст ...