SociologyBest

Основы социологии

Ценностные ориентации и мотивы репродуктивного поведения

Материалы » Репродуктивная мотивация женщин в условиях трансформации семьи и брака » Ценностные ориентации и мотивы репродуктивного поведения

Рассмотрим влияние ценностных ориентаций и мотивов репродуктивного поведения.

Как мы увидели, репродуктивные мотивации обуславливаются рядом факторов, в числе которых есть и психологические. Таким образом, представляется необходимым выявить те ценностные ориентации, которые непосредственным образов влияют на означенные мотивации. Рассмотрим их подробнее.

Итак, в современном обществе наблюдается снижение, девальвация семьи как ценности. Это глобальное явление обусловлено процессами социально-экономической трансформации, изменения вызвали сдвиги в системе ценностно-нормативной регуляции поведения личности, радикальные перемены в системе социальных ценностей, в общей иерархии социальных норм и ценностей личности. Все более очевиден ценностный кризис в обществе в целом и в семье, в частности.

Согласно одному из подходов (фамилистической парадигмы) ценностный кризис семьи связан с тем, что семья как социальный институт и как малая группа перестала или перестает выполнять свои традиционные функции, часть из которых перехватывается другими институтами или вообще отмирают[26]. Все больше женщин рожают вне брака, все больше семей распадаются в течении первых трех лет своего существования.

Другие функции, прежде всего репродуктивная функция и функция первичной социализации, резко ослабевают, порождая в обществе массу проблем. Одной из наиболее острых является проблема сверхнизкой рождаемости и депопуляции, о последствиях который мы говорили выше.

На ценностном уровне эти негативные процессы выражаются в том, что ценности семейного образа жизни, ценности семьи с несколькими детьми теряют свою приоритетность для личности, становятся неконкурентоспособными сравнительно с внесемейными ценностями, которые занимают всё более высокое положение в иерархии социальных ценностей[27].

Хотя семья всё ещё выступает жизненно важной ценностью для многих людей, всё большую значимость приобретают высокий уровень дохода, карьерный рост, получение более высокой квалификации. Семья при этом становится неконкурентоспособной ценностью, теряя свои приоритеты. Создание семьи, как и рождение ребенка (чаще всего единственного), откладываются на потом. Это, по мнению многих респондентов, делает человека более мобильным, дает возможность вести активный образ жизни. Всё большую популярность приобретают такие тенденции, как сознательное одиночество, стремление к «свободному» образу жизни, уменьшение чувства ответственности и многие другие[28].

Этот ценностный сдвиг обусловливает наличие в обществе дисбаланса, противоречия между его потребностями в воспроизводстве и социализации новых поколений, в воспроизводстве исполнителей социальных ролей и тем, как социальный институт семьи выполняет свои важнейшие функции – репродуктивную и социализационную.

Указанные моменты непосредственным образом сказываются на факторах репродуктивной мотивации и стремлении иметь детей вообще, на которой мы остановимся в дальнейшем изложении.


Базовые элементы социальной жизни
Человек с целью удовлетворения потребностей действует каким-либо образом, но не каждое действие носит социальный характер. С точки зрения Вебора выделяется два признака: 1. Рациональность действия, его осознанность 2. Ориентация на пове ...

Специфика гуманитарных эмпирических исследований индивидуальных имиджей
Любой опытный социолог начинает с представлений об эмпирических исследованиях как о системе научно-исследовательских операций по верификации теорий, данной и зашифрованной в методологической части программы исследования; с возрастом и по ...

Язык и символы молодёжных субкультур. Содержание понятий: знак, символ, язык, код
Определяющее содержание понятия знак прорабатывалось следующими авторами Бирюков Б.В., Шейкин А.Г. Понятия символ, код определяли Джери Д., Ожегов С.И. В работах Лотмана Ю.М., Ожегова С.И., Шейкина А.Г. содержалось определение понятия язы ...