SociologyBest

Основы социологии

Следующие задачи нашей работы подразумевали изучение ценностно-мотивационной детерминации репродуктивного поведения.

Базовым для этого изучения является понятие репродуктивная мотивация, под которой понимают репродуктивные мотивы, мотивы рождения детей, психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению личных целей экономического, социального и психологического характера через рождение определенного числа детей. Этот показатель, в целом, раскрывает качественные стороны потребности человека в детях, ее содержание и выражает собой побудительный компонент репродуктивной установки.

Изучение репродукционных мотиваций, позволяет определить и усилить те мотивы, воздействие которых на данном этапе в большей мере способствует обеспечению потребностей общества в воспроизводстве населения. Основные подходы к изучению репродукционной мотивации, как элемента репродукционного поведения это: социологический; структурно-функциональный; социально-демографический; факторный анализ (который подразумевает глубокое изучение исследуемого объекта, выявлять скрытые закономерности и детерминанты за счет сведения большого числа переменных к меньшему их числу (факторов) и другие. В рамках этих подходов, учеными производятся эмпирические исследования, которые направлены на выявление различных аспектов репродуктивной мотивации, зависимость ее от определенных факторов, в том числе и от ценностных ориентаций и т.д.

На основании полученных теоретических данных нами исследовались ценностные ориентации и мотивы репродуктивного поведения. В целом, надо признать, что в современном обществе наблюдается снижение, девальвация семьи как ценности. Это глобальное явление обусловлено процессами социально-экономической трансформации, изменения вызвали сдвиги в системе ценностно-нормативной регуляции поведения личности, радикальные перемены в системе социальных ценностей, в общей иерархии социальных норм и ценностей личности. Все более очевиден ценностный кризис в обществе в целом и в семье, в частности. Семья при этом становится неконкурентоспособной ценностью, теряя свои приоритеты. Создание семьи, как и рождение ребенка (чаще всего единственного), откладываются на потом. Указанные тенденции формируют факторы репродуктивной мотивации женщин и стремлении их иметь детей вообще.

Анализ факторов репродуктивной мотивации женщины и стремлении ее иметь детей вообще, показал, что малодетность и дальнейшее падение уровня рождаемости зависит от уровня потребности в детях, а материальные условия жизни либо способствуют, либо препятствуют ее полной реализации. В настоящее время все наиболее значимые мотивы рождения детей являются «внешними» по воздействию на женщину, а не внутренней потребностью иметь ребенка. В этом случае ребенок выступает не как самоцель, а как средство достижения различных потребностей родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что главной причиной кризиса института семьи и депопуляционных процессов в современной России являются изменения, происходящие в системе ценностей общества и ценностных ориентаций личности женщины, ведущие к невыполнению институтом семьи ее основных функций. Эти тенденции стали явными в период последних двадцати лет, который с полным основанием можно назвать периодом трансформации семьи и брака.

Страницы: 1 2 3


Система управления современными социально-политическими конфликтами на примере Украины
Социально-политические конфликты в трансформирующемся обществе охватывают практически все основные общественные процессы. В этом состоит определенная трудность в раскрытии их причин, природы, динамики, особенностей регулирования. Анализир ...

Структура и уровни социологического знания
В зависимости от уровня знания социологические исследования делят на теоретические и эмпи­рические. Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональ­ный и генетический. Перв ...

«Холодные» и «горячие» конфликты в поведенческой модели У. Марстона
Среди психологов, изучавших поведение людей в конфликтных ситуациях, можно назвать Л.Козера (концепция позитивно-функционального конфликта), Р.Дарендорфа (конфликтная модель общества), К.Боулдинга (общая теория конфликта), К.Томаса (опрос ...