SociologyBest

Основы социологии

Следующие задачи нашей работы подразумевали изучение ценностно-мотивационной детерминации репродуктивного поведения.

Базовым для этого изучения является понятие репродуктивная мотивация, под которой понимают репродуктивные мотивы, мотивы рождения детей, психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению личных целей экономического, социального и психологического характера через рождение определенного числа детей. Этот показатель, в целом, раскрывает качественные стороны потребности человека в детях, ее содержание и выражает собой побудительный компонент репродуктивной установки.

Изучение репродукционных мотиваций, позволяет определить и усилить те мотивы, воздействие которых на данном этапе в большей мере способствует обеспечению потребностей общества в воспроизводстве населения. Основные подходы к изучению репродукционной мотивации, как элемента репродукционного поведения это: социологический; структурно-функциональный; социально-демографический; факторный анализ (который подразумевает глубокое изучение исследуемого объекта, выявлять скрытые закономерности и детерминанты за счет сведения большого числа переменных к меньшему их числу (факторов) и другие. В рамках этих подходов, учеными производятся эмпирические исследования, которые направлены на выявление различных аспектов репродуктивной мотивации, зависимость ее от определенных факторов, в том числе и от ценностных ориентаций и т.д.

На основании полученных теоретических данных нами исследовались ценностные ориентации и мотивы репродуктивного поведения. В целом, надо признать, что в современном обществе наблюдается снижение, девальвация семьи как ценности. Это глобальное явление обусловлено процессами социально-экономической трансформации, изменения вызвали сдвиги в системе ценностно-нормативной регуляции поведения личности, радикальные перемены в системе социальных ценностей, в общей иерархии социальных норм и ценностей личности. Все более очевиден ценностный кризис в обществе в целом и в семье, в частности. Семья при этом становится неконкурентоспособной ценностью, теряя свои приоритеты. Создание семьи, как и рождение ребенка (чаще всего единственного), откладываются на потом. Указанные тенденции формируют факторы репродуктивной мотивации женщин и стремлении их иметь детей вообще.

Анализ факторов репродуктивной мотивации женщины и стремлении ее иметь детей вообще, показал, что малодетность и дальнейшее падение уровня рождаемости зависит от уровня потребности в детях, а материальные условия жизни либо способствуют, либо препятствуют ее полной реализации. В настоящее время все наиболее значимые мотивы рождения детей являются «внешними» по воздействию на женщину, а не внутренней потребностью иметь ребенка. В этом случае ребенок выступает не как самоцель, а как средство достижения различных потребностей родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что главной причиной кризиса института семьи и депопуляционных процессов в современной России являются изменения, происходящие в системе ценностей общества и ценностных ориентаций личности женщины, ведущие к невыполнению институтом семьи ее основных функций. Эти тенденции стали явными в период последних двадцати лет, который с полным основанием можно назвать периодом трансформации семьи и брака.

Страницы: 1 2 3


Формы, виды и способы статистического наблюдения
Статистическое наблюдение осуществляется в двух формах: отчетность и специально организованное статистическое наблюдение. Отчетностью называют такую организационную форму статистического наблюдения, при которой сведения поступают в стат ...

Социальная группа
Социальность – это связанность людей. Люди вынуждены объединятся. Социальная агрегация, скопление – люди в метро. В результате агрегация превращается в неустойчивую эпизодическую группу. По характеру взаимодействия выделим 2 группы: 1. ...

Русская социологическая мысль
"На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали французские просветители (Монтескье, Вольтер, Дидро, Сен-Симон); английские экономисты (Смит, Рикардо); немецкие романтики (Шеллинг). Это в ...