SociologyBest

Основы социологии

По делам административного судопроизводства разрешается спор о праве. Исходя из общетеоретического деления права на частное и публичное, административное судопроизводство как вид должно быть, закреплено законодательно, поскольку эти правоотно­шения характеризуются:

* неравным процессуальным положением сторон;

* особенностями форм защиты нарушенного права;

* последствиями нарушения прав;

* особенностями судебного решения и его исполнения.

В этой ситуации сама процессуальная форма рассмотрения этих споров должна способствовать выравниванию положения сторон, поэтому в Конституции РФ и предусмотрен чакон вид судопроиз­водства.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что споры, воз­никающие из административных и иных публичных отношений, стали неотъемлемой частью судопроизводства, которым присуще следующее:

1) неравноправное положение участников (сторон) в этих правоотношени­ях, поскольку с одной стороны в них выступает орган, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой стороны — организация, гражданин, не обладающие такими полномочиями;

2) суд осуществляет специфическую функцию, состоящую не только в раз­решении спора, как в исковых делах, но и в производстве судебного кон­троля за законностью действий органов и должностных лиц. Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебному рассмот­рению, порождает необходимость специфичных форм процессуального порядка рассмотрения и разрешения указанных споров. При этом для таких дел необходимо и сохранение общих правил искового производства: ос­нования для возбуждения производства, принципы, письменная форма обращения в суд, постадийное развитие процесса, возможность отказа от продолжения процесса, прекращения производства по делу и др.;

3) производство по этим спорам включает дела не только из админист­ративных отношений, но и из налоговых, конституционных, бюджетных и прочих публичных отношений.

В современной научной литературе поднимается вопрос о том, что административное судопроизводство должно осуществлять админис­тративные суды (например, налоговые).

Анализ современного положения России, анализ деятельности существующей судебной системы не дают оснований для таких выводов. Существующая судебная система полностью не реали­зовала свою эффективность. Имеется достаточно путей для ее укрепления и развития в рамках существующих форм. Прежде всего, требу­ются изменения в материальном и процессуальном законодательстве, изменение статуса судов, поднятие уровня их материального обеспе­чения, достижение истинной независимости суда. Существующая су­дебная система имеет большой потенциал для собственного совершен­ствования. Создание же дополнительных судов приведет к размыва­нию судебной системы, а не к ее укреплению.

В связи с этим рассмотрение дел административного судопроиз­водства одновременно как арбитражными судами, так и судами об­шей юрисдикции, отвечают требованиям времени. Необходимости ка­кого-либо изменения в данный период не требуется.

С учетом всего изложенного можно дать следующее определение административного судопроизводства в арбитражном процессе. Административное судопроизводство в арбитражном процессе — это форма осуществления судебной власти, урегулированная нормами арбитражного процессуального права, направленными на установ­ление порядка осуществления правосудия по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Итак, административные суды остаются главным и доминирую­щим средством контроля в странах с дуалистической системой судебного контроля за административной деятельностью, однако и обычные суды продолжают играть важную роль в этом контроле.

На вопрос о том, какая система судебного контроля (англосаксон­ского или романо-германского типа) достигает большего эффекта в поддержании должного баланса между общественными и личными интересами, трудно дать определенный ответ. Каждая система имей свои недостатки и преимущества. Можно сделать один вывод: обе системы контроля за административными актами по-своему резуль­тативны и пригодны для использования в целях защиты липа от ад­министративной власти. Дальнейшее развитие мировых государств определит наиболее целесообразные формы этих систем и способы защиты прав. Важно одно, что контроль за административной влас­тью осуществляется судами, т. с. независимыми органами, способны­ми объективно разрешить спор.

В отличие от АПК 1995 г. законодатель впервые выделил в отдель­ные главы Кодекса положения о порядке рассмотрения арбитражны­ми судами дел, возникающих из административных и иных публич­но-правовых отношений. Это связано со сложностью таких дел и их многочисленностью. Детальное урегулирование порядка их рассмот­рения позволит снять многие проблемы. Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, приведен в ст. 29 АПК. Административ­ный характер спорных отношений основан на неравном положение его участников. Одним из таких участников является государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями и использовавшие эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Страницы: 1 2 3


Виды власти в современном обществе
Власть имеет много степеней и форм проявления, включающих с себя, с одной стороны, вспышки раздражения у маленьких детей, на которые быстро реагируют их родители, а с другой стороны -армейскую мобилизацию больших масс населения. Мы в данн ...

Классификация социальных потребностей. Мотивы социального действия как отражение социальных потребностей
Совершает человек наиболее значимые поступки осмысленно, то есть совершает социальное действие. Без учета мотивов того внутреннего смысла, который вкладывается человеком, социальной общностью людей в свои усилия для реализации той или ино ...

Особенности менталитета русской диаспоры в странах Балтии
Менталитет диаспоры — образ мыслей, система идей и символов, мироощущение, совокупность духовных и морально-этических установок диаспоры как социоэтнической группы. Он является как проектом, так и регулятором ее жизнедеятельности, но не ...