SociologyBest

Основы социологии

По делам административного судопроизводства разрешается спор о праве. Исходя из общетеоретического деления права на частное и публичное, административное судопроизводство как вид должно быть, закреплено законодательно, поскольку эти правоотно­шения характеризуются:

* неравным процессуальным положением сторон;

* особенностями форм защиты нарушенного права;

* последствиями нарушения прав;

* особенностями судебного решения и его исполнения.

В этой ситуации сама процессуальная форма рассмотрения этих споров должна способствовать выравниванию положения сторон, поэтому в Конституции РФ и предусмотрен чакон вид судопроиз­водства.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что споры, воз­никающие из административных и иных публичных отношений, стали неотъемлемой частью судопроизводства, которым присуще следующее:

1) неравноправное положение участников (сторон) в этих правоотношени­ях, поскольку с одной стороны в них выступает орган, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой стороны — организация, гражданин, не обладающие такими полномочиями;

2) суд осуществляет специфическую функцию, состоящую не только в раз­решении спора, как в исковых делах, но и в производстве судебного кон­троля за законностью действий органов и должностных лиц. Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебному рассмот­рению, порождает необходимость специфичных форм процессуального порядка рассмотрения и разрешения указанных споров. При этом для таких дел необходимо и сохранение общих правил искового производства: ос­нования для возбуждения производства, принципы, письменная форма обращения в суд, постадийное развитие процесса, возможность отказа от продолжения процесса, прекращения производства по делу и др.;

3) производство по этим спорам включает дела не только из админист­ративных отношений, но и из налоговых, конституционных, бюджетных и прочих публичных отношений.

В современной научной литературе поднимается вопрос о том, что административное судопроизводство должно осуществлять админис­тративные суды (например, налоговые).

Анализ современного положения России, анализ деятельности существующей судебной системы не дают оснований для таких выводов. Существующая судебная система полностью не реали­зовала свою эффективность. Имеется достаточно путей для ее укрепления и развития в рамках существующих форм. Прежде всего, требу­ются изменения в материальном и процессуальном законодательстве, изменение статуса судов, поднятие уровня их материального обеспе­чения, достижение истинной независимости суда. Существующая су­дебная система имеет большой потенциал для собственного совершен­ствования. Создание же дополнительных судов приведет к размыва­нию судебной системы, а не к ее укреплению.

В связи с этим рассмотрение дел административного судопроиз­водства одновременно как арбитражными судами, так и судами об­шей юрисдикции, отвечают требованиям времени. Необходимости ка­кого-либо изменения в данный период не требуется.

С учетом всего изложенного можно дать следующее определение административного судопроизводства в арбитражном процессе. Административное судопроизводство в арбитражном процессе — это форма осуществления судебной власти, урегулированная нормами арбитражного процессуального права, направленными на установ­ление порядка осуществления правосудия по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Итак, административные суды остаются главным и доминирую­щим средством контроля в странах с дуалистической системой судебного контроля за административной деятельностью, однако и обычные суды продолжают играть важную роль в этом контроле.

На вопрос о том, какая система судебного контроля (англосаксон­ского или романо-германского типа) достигает большего эффекта в поддержании должного баланса между общественными и личными интересами, трудно дать определенный ответ. Каждая система имей свои недостатки и преимущества. Можно сделать один вывод: обе системы контроля за административными актами по-своему резуль­тативны и пригодны для использования в целях защиты липа от ад­министративной власти. Дальнейшее развитие мировых государств определит наиболее целесообразные формы этих систем и способы защиты прав. Важно одно, что контроль за административной влас­тью осуществляется судами, т. с. независимыми органами, способны­ми объективно разрешить спор.

В отличие от АПК 1995 г. законодатель впервые выделил в отдель­ные главы Кодекса положения о порядке рассмотрения арбитражны­ми судами дел, возникающих из административных и иных публич­но-правовых отношений. Это связано со сложностью таких дел и их многочисленностью. Детальное урегулирование порядка их рассмот­рения позволит снять многие проблемы. Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, приведен в ст. 29 АПК. Административ­ный характер спорных отношений основан на неравном положение его участников. Одним из таких участников является государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями и использовавшие эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Страницы: 1 2 3


Социально-политический процесс
Для эффективной реализации государственной политики, направленной на поддержание общественно-политической стабильности и прогнозирование развития политических процессов на территории Московской области в сферах национальных и межнациональ ...

Жизненный путь ученого
Эмиль Дюркгейм – один из создателей социологии как науки, как профессии и как предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г.Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора с ...

Понятие миграции
Миграции (от латинского «migratio») — перемещения людей между отдельными территориями и поселениями, связанные с постоянной, временной или сезонной переменой ими места жительства. Главная причина миграций — экономическая, но значительную ...