Подворная перепись и пообщинный опрос
В истории развития земской статистики следует различать два основных метода исследования крестьянских хозяйств: подворный и пообщинный(поселенный), которые изначально были воплощены на практике в различных губерниях, а затем просто использовались как два различных способа работы. Первый был представлен в Московском земстве, второй – в Черниговском; каждый из этих способов отличался своей программой и методами обследования.
Подворная перепись. При подворной переписи главной задачей было получение сведений об общих условиях жизни с каждой хозяйственной единицы села – двора. Основным инструментом опроса была подворная карточка; а программа исследования включала в себя вопросы о «размере хозяйственных построек, составе семьи с выделением числа работающих и неработающих ее членов мужского и женского пола, о количестве арендуемой земли, сумме арендной платы, числе и виде скота, числе и размере пустующих полос земли, числе наемных рабочих, числе грамотных и учащихся по полу, числе ульев и плодовых деревьев, о внеземледельческих промыслах и, наконец, об общем хозяйственном положении двора и о причинах его упадка, если таковой имел место» [2, 91]
Сведения собирались на крестьянских сходах: в центре села собирались представители всех домохозяйств и отвечали на предлагавшиеся вопросы. Это позволяло контролировать ответы в ходе сбора материала, устранять ошибки и пояснять непонятные вопросы, что достаточно важно в условиях повсеместной неграмотности русского крестьянства.
Пообщинный метод. Исследования, проводившиеся в Черниговской губернии, носили несколько иной характер. Главным объектом исследования в этом случае становилась земля и все с ней связанное, а не условия жизни в отдельно взятой деревне, как в предыдущем методе. Основным инструментом здесь был поселенный или пообщинный список. Туда заносились сведения об отдельных участках различных видов почв и показатели урожайности по этим участкам, которые свидетельствовали о доходности самой земли. При этом проводилась предварительная работа по «выпискам из межевых книг сведений по угодьям» и составлялась карта с нанесением границ участков различных видов почв. В итоге, данные сведения об урожайности группировались по получившимся почвенным зонам и выводился средний показатель по уездам.
Каждый из этих методов исследования отражал видимые различия между районами, статистически подтверждал их дифференциацию и демонстрировал направления их развития. В соответствии с этим по-другому они назывались промысловым и земледельческим типами земской статистики, так как исследуемый объект указывал на своеобразную специализацию каждого из районов.
Несмотря на видные различия обоих методов, не следует проводить между ними четкую грань. Впоследствии, в ходе развития земской статистики, методы стали успешно применяться совместно, взаимодополняя друг друга. Такое сочетание давало широкий анализ как экономических, так и природных, ресурсных аспектов, а также позволило оценить все возможные единицы земского обложения, с чего изначально и началась история земкой статистики.
Видный деятель в области исследования земской статистики Кауфман А.А. отзывался о приведенных выше методах исследования следующим образом: «В конечном результате этой эволюции — своеобразная общая схема земских основных статистических работ, необходимыми составными элементами которой стали, с одной стороны, подворная перепись, с другой — поселенное или пообщинное описание: последнее дает всестороннюю характеристику общих земельно-хозяйственных условий каждого данного селения, первая — учет тех элементов крестьянского хозяйства, которые своеобразно складываются для каждой мельчайшей хозяйственной единицы — крестьянского двора. Органически между собою связанные вопросы подворный карточки и поселенного описания взаимно пополняют и проверяют друг друга»[2, 92]
Страны
Мужчины
Женщины
Одиночки (холостые)
Состоят в браке
Разве-
денные
Одиночки (не замужем)
Состоят в браке
Разве-денные
Великобритания
27,7
67,2
5.1
21,1
71,0
7,9
Германия
31,3
62,0 ...
Огюст Конт
О. Конт родился во Франции, в 1789 году. Он получил естественнонаучное образование в Парижской политехнической школе, потом работал домашним учителем математики, экзаменатором и репетитором. С 1817 по 1824 годы был секретарем у выдающегос ...
Сущность агрессии и агрессивного поведения. Причины и
специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового
возраста
Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с на ...