SociologyBest

Основы социологии

Место и роль социального служения в системе социальной работы. Объекты и субъекты социального служения как разновидности социальной работы
Страница 1

Материалы » Теоретические аспекты социального служения как разновидности социальной работы » Место и роль социального служения в системе социальной работы. Объекты и субъекты социального служения как разновидности социальной работы

Наиболее востребованы добровольческие усилия в сфере социальной политики и социальной работы.

Субъекты социального служения.

Под субъектом понимается носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

Классификация субъектов социального служения может быть проведена по участникам и организаторам социального служения.

Участники социального служения могут быть следующими:

– Молодые люди. Социальное служение молодежи имеет наиболее ярко выраженные особенности. Молодые люди требуют больше возможностей для их личностного развития, формирования компетентности, удовлетворения личностных потребностей. Данное направление добровольческой работы называют молодежным служением. Под социальным служением молодежи понимается добровольный, осознанный, ответственный выбор ценностей и целей, имеющих высокую социальную значимость и требующих личностного, жертвенного участия. Молодые люди, жертвуя временем, силами и другими своими возможностями ради общественных целей, становятся сопричастными общественной жизни, ее полноценными и равноправными участниками.

– Взрослые люди. Социальное служение взрослых людей требует меньше компенсационных затрат.

– Специалисты. Специалисты также могут участвовать в социальном служении в том случае, если имеют возможность участия в добровольческих проектах в свободное от основной занятости время.

– Стажеры. Участники социального служения, готовящиеся к дальнейшему профессиональному росту в данном направлении имеют наибольшую мотивацию для развития профессиональных навыков.

Организаторы социального добровольческого служения.

Социальное служение может быть организовано различными организациями и общественными институтами, накладывающими определенные специфические особенности на данную деятельность:

– Религиозные общности (организации). Религиозные общности осуществляют социальное служение на добровольных началах, и на доктринальных основаниях, изложенных в священных книгах разных религий, а также в богословских трудах и социальных концепциях конфессий. Так, например, Русская Православная Церковь, согласно Основам социальной концепции, на первые места ставит проблемы, имеющие общесоциальный (общегосударственный) масштаб: миротворчество на межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; забота о сохранении нравственности в обществе; патриотическое воспитание; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия и т. д. Попечение о воинах, о лицах, находящихся в местах лишения свободы, поддержка института семьи, материнства и детства находятся в середине и в конце этого перечня.

Протестантская церковь в своем официальном документе на первые места ставит заботу о духовно-нравственном здоровье общества, поддержку института семьи, материнства и детства; служение милосердия и благотворительность; содействие толерантности, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Содействие социально-экономическому развитию занимает последнее место.

Российские мусульмане на первое место ставят защиту прав и свобод человека, затем идут поддержка неимущих, семьи.

Описанные различия в выстраивании религиозными организациями последовательностями сфер своего социального служения не отражают реальную расстановку их приоритетов. То есть первое место, отводимое миротворчеству, и предпоследнее – поддержке семьи в социальной концепции РПЦ, не означает, что Церковь, таким образом, выстраивает свои приоритеты. Точно таким же образом дело обстоит и в позициях других рассмотренных религиозных организациях. Отмеченные различия есть отражение, во-первых, специфики их оценки основ социального мироусторйства, того, что первично – социум или индивид и, во-вторых, - своей роли в жизни и общества и индивида.

Страницы: 1 2


Вопросы и задания к главе
1. Выполните (в тетради) следующие задания: 1) соотнесите формы общественного сознания с определенными видами отношений к миру (поставьте стрелочки между соответствующими парами): ИСКУССТВО НАУКА ИДЕОЛОГИЯ ПРАВО РЕЛИГИЯ МОРАЛЬ Дов ...

Социальная инфраструктура в республике Марий Эл: Образование, медицина, социальное обеспечение, культура и искусство, спорт и туризм. Образование.
Сегодня в системе образования РМЭ увеличился до 67,4% охват дошкольным образованием детей от 1,5 до 7 лет, работают 7 гимназий, 9 лицеев, 2 центра образования, 2 школы с углубленным изучением предметов, функционируют 32 ресурсных центра и ...

Управление развитием сферы социальной защиты населения региона. Региональная социальная политика
Региональная политика применительно к Российской Федерации – это система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, социальным и экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Регион ...