Место и роль
социального служения в системе социальной работы. Объекты и субъекты социального
служения как разновидности социальной работыСтраница 1
Наиболее востребованы добровольческие усилия в сфере социальной политики и социальной работы.
Субъекты социального служения.
Под субъектом понимается носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.
Классификация субъектов социального служения может быть проведена по участникам и организаторам социального служения.
Участники социального служения могут быть следующими:
– Молодые люди. Социальное служение молодежи имеет наиболее ярко выраженные особенности. Молодые люди требуют больше возможностей для их личностного развития, формирования компетентности, удовлетворения личностных потребностей. Данное направление добровольческой работы называют молодежным служением. Под социальным служением молодежи понимается добровольный, осознанный, ответственный выбор ценностей и целей, имеющих высокую социальную значимость и требующих личностного, жертвенного участия. Молодые люди, жертвуя временем, силами и другими своими возможностями ради общественных целей, становятся сопричастными общественной жизни, ее полноценными и равноправными участниками.
– Взрослые люди. Социальное служение взрослых людей требует меньше компенсационных затрат.
– Специалисты. Специалисты также могут участвовать в социальном служении в том случае, если имеют возможность участия в добровольческих проектах в свободное от основной занятости время.
– Стажеры. Участники социального служения, готовящиеся к дальнейшему профессиональному росту в данном направлении имеют наибольшую мотивацию для развития профессиональных навыков.
Организаторы социального добровольческого служения.
Социальное служение может быть организовано различными организациями и общественными институтами, накладывающими определенные специфические особенности на данную деятельность:
– Религиозные общности (организации). Религиозные общности осуществляют социальное служение на добровольных началах, и на доктринальных основаниях, изложенных в священных книгах разных религий, а также в богословских трудах и социальных концепциях конфессий. Так, например, Русская Православная Церковь, согласно Основам социальной концепции, на первые места ставит проблемы, имеющие общесоциальный (общегосударственный) масштаб: миротворчество на межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; забота о сохранении нравственности в обществе; патриотическое воспитание; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия и т. д. Попечение о воинах, о лицах, находящихся в местах лишения свободы, поддержка института семьи, материнства и детства находятся в середине и в конце этого перечня.
Протестантская церковь в своем официальном документе на первые места ставит заботу о духовно-нравственном здоровье общества, поддержку института семьи, материнства и детства; служение милосердия и благотворительность; содействие толерантности, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Содействие социально-экономическому развитию занимает последнее место.
Российские мусульмане на первое место ставят защиту прав и свобод человека, затем идут поддержка неимущих, семьи.
Описанные различия в выстраивании религиозными организациями последовательностями сфер своего социального служения не отражают реальную расстановку их приоритетов. То есть первое место, отводимое миротворчеству, и предпоследнее – поддержке семьи в социальной концепции РПЦ, не означает, что Церковь, таким образом, выстраивает свои приоритеты. Точно таким же образом дело обстоит и в позициях других рассмотренных религиозных организациях. Отмеченные различия есть отражение, во-первых, специфики их оценки основ социального мироусторйства, того, что первично – социум или индивид и, во-вторых, - своей роли в жизни и общества и индивида.
Понимающая социология М. Вебера
Выдающуюся роль в развитии социологии в конце XIX и начале XX века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1964–1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многи ...
Общественное сознание и его формы
К размышлению
«Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ).
«Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях» (Платон).
«Самый непобедимый чело ...
Актуальные проблемы стратегии экономического и
социального развития Украины на современном этапе. Национальные
и мировые программы создания информационного общества
Новое общество называют постиндустриальным, постэкономическим, поскольку речь идет о многосторонних и кардинальных изменениях в развитии цивилизации. Но одним из простейших является название "информационное общество", так как он ...