SociologyBest

Основы социологии

Опыт применения принципов Болонского процесса в социологическом образовании
Страница 1

Материалы » Социальные проблемы образования молодежи » Опыт применения принципов Болонского процесса в социологическом образовании

В последние годы внимание социологического сообщества все больше привлекает проблематика, связанная с участием России в Болонском процессе. Об этом свидетельствует ряд публикаций журнала "Социологические исследования". В большинстве из них выражена глубокая обеспокоенность состоянием и перспективами социологического образования в стране. Россия присоединилась к Болонским соглашениям, и однозначно этот шаг расценивается как позитивный.

Российский университет дружбы народов (РУДН) с 2002 г. проводит эксперимент по использованию зачетных единиц в учебном процессе, а с 2005 г. является головным вузом по изучению особенностей кредитной системы организации учебного процесса для ее последующего внедрения во всех высших учебных заведениях. Ее введение мотивировано необходимостью повышения уровня подготовки специалистов, что невозможно без эффективной организации учебного процесса, стимулирующей студентов к качественному усвоению знаний в течение всего процесса обучения.

И В общеуниверситетском эксперименте по переходу на обучение по системе зачетных единиц (академических кредитов) активно участвует и кафедра социологии. Обучение студентов по направлению "Социология" осуществляется в РУДН с 1993 г. С самого начала подготовка будущих специалистов проводилась в РУДН по двухступенчатой программе международного образца -"бакалавр / магистр". Как общеобразовательная дисциплина (цикл ГСЭ) социология преподается сегодня на всех факультетах университета с учетом требований кредитной модели обучения.

Организация учебного процесса по новой модели имеет ряд особенностей. Прежде всего, речь здесь идет о внедрении нелинейной структуры учебного плана и создании возможностей для самостоятельного построения студентами индивидуальных образовательных траекторий.

Перед началом каждого семестра студент изучает подробные описания курсов, подготовленные преподавателями и размещенные на факультетском портале, слушает установочные лекции, советуется с консультантом по направлению (тьютором). Далее осуществляется выбор дисциплин и формируется индивидуальный учебный план на семестр, не подлежащий в дальнейшем изменению. Каждая дисциплина имеет определенный "вес", измеряемый в кредитах, благодаря чему учитывается совокупная учебная нагрузка, приходящаяся на одного студента в семестр. Особое внимание при этом уделяется внеаудиторной (самостоятельной) работе студента, которая осуществляется под контролем преподавателя, ведущего дисциплину. Доля самостоятельной работы от общего количества часов, приходящихся на учебный курс, в среднем составляет 50%.

Для преподавателя предусмотрены часы обязательных групповых и индивидуальных консультаций. Таким образом, семинары во многом освобождаются от комментаторской и объяснительной функции, повышается эффективность контроля знаний и увеличивается время для живой дискуссии.

Каждый преподаватель формулирует в описании курса собственные требования, предъявляемые к слушателям, указывает, какими критериями при выставлении оценки он будет руководствоваться. Экзаменационная сессия как таковая отсутствует: студенты получают оценки по итогам работы в семестре. Внутри семестра действует балльно-рейтинговая система, учитывающая результаты работы на семинарах, итоги текущих - промежуточных и финальных - письменных аттестаций, написания рефератов, эссе и т.д. Оценки (от 5 до 2) выставляются по развернутой буквенной шкале (A, B, C, D, E, FX, F). В течение учебного года студенты пишут по базовым общепрофессиональным дисциплинам курсовые работы, которые публично защищаются ими в конце весеннего семестра, в недели, специально освобожденные для этого от иной учебной нагрузки.

Страницы: 1 2


Реализация принципов «независимой жизни» людей с инвалидностью в процессе медико-социальной реабилитации
В настоящее время в Российской Федерации более 11 млн. людей с инвалидностью, из них свыше 600 тысяч - дети. Более половины российских инвалидов - люди трудоспособного возраста, но работают лишь примерно 10% россиян с ограниченными возмож ...

Практическая функция
Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает данная функция социологии. Социологич ...

Объект и предмет социологии
Основные компоненты знания. В социологии, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: зна­ние и средства его получения. Первый компонент — социологическое зна­ние — включает в себя знание о знании (методологическое ...