SociologyBest

Основы социологии

Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе. Специфика и классификация технологий в социальной работе
Страница 2

Материалы » Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе » Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе. Специфика и классификация технологий в социальной работе

С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является, прежде всего, разновидностью социальной системы как имеющая дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями [32, с. 219].

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий С.М. Емельянов интерпретирует в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых «слабых» слоев и групп населения.

Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности [33, с. 125].

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

В общем, классификация социальных технологий базируется как на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, так и на дифференциации объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них возможно применение определенных способов воздействия с целью их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

С полным на то основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, в духовной и экономической области. В структуре управленческих технологий особую важность имеют административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) самым прямым образом связан с осуществлением задач социальной работы.

К такого рода технологиях можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, качества, явления, отношения, как метолы воздействия на установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

По теме исследования наиболее близки информационные социальные технологии и социально-психологические технологии согласия.

Информационные социальные технологии имеют своим содержанием (способы, приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.

Социально-психологические технологии согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, из взаимного действия.

К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов [2].

Таким образом, понятие «социальная технология» в научной литературе используется в следующих основных значениях:

1. Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.

2. Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:

– цели, задачи и возможности метода;

– планируемое итоговое состояние социального субъекта;

– применяемые методы и приемы;

– способы, условия и последовательность их применения;

Страницы: 1 2 3