Развитие общественной
мысли в России середины XIX – начале XX вековСтраница 2
Тем не менее, количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы ведущих западных социологов. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии. В Париже Ковалевский открывает школу общественных наук, где обязательным предметом была социология. В школе преподавали и западные и российские социологи, но школа по праву была оценена как первая модель российского социологического факультета, она не имела аналогов в мире. Однако по требованию правительства России школа была закрыта.
На передний план выходит анализ философских предпосылок социологического познания. В это время утверждается экономический материализм в двух вариантах: ортодоксальный марксизм (Плеханов) и неортодоксальный (Струве, Бердяев).
Третьим этапов в развитии российской социологии были 10-20-е годы XX века. Это период, когда социология чётко определяет свой предмет и самоё себя как общую теорию социального.
Отличительная черта российской социологии – её влияние на общественную и политическую жизнь.
Для становления социологии стимулирующим фактором оказалось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских условий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал состав населения города, создал массу новых профессий, способствовал ломке старых культурных стандартов.
Всё это вызвало интерес к социальным проблемам. Россия не только подарила миру термин «интеллигенция», но первые теоретические формы самосознания этого слоя, вырастающего на разработке ряда социологических проблем - роли интеллигенции в общественных процессах, идей общественного долга, соотношения «толпы и героя».
Уже первые историки русской социологии заметили, что главные теоретические достижения социологической мысли в России были одновременно ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?». Своё стремление помочь угнетённому народу русские интеллигенты переносили в писательскую и исследовательскую деятельность, не очень их разграничивая. Отсюда публицистичность социологической литературы в России, её подчёркнутая гуманистическая ориентация, совпадающая с литературной ориентацией на страдающего человека. Русская реалистическая литература этого периода жадно впитывала социальную проблематику. Распространению и оформлению социологии мешали многие патриархально-традиционные элементы старого общества и культуры, прежде всего это вражда с царской администрацией.
В пору крепостного права верхи сознательно вытравляли из печати любые возможности обсуждения социально-политических проблем. После реформы растут социальные слои, с мнением которых приходилось считаться. Кроме этого мешали предрассудки некоторых учёных в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведения. Недоброжелательство ломалось очень медленно.
Начало XX века является самым сложным периодом в истории русской социологии. На первый план выдвигался русский пролетариат, и оттеснялась на второй буржуазия, полный крах потерпела дворянско-буржуазная интеллигенция. Реформа привела к разложению общины, росту кулачества и к усилению крестьянского недовольства. Рабочий класс, организованный и руководимый социал-демократами, преодолел двоевластие. Период совпал в культурном отношении с Серебряным веком.
Функции, формы и источники развития
В зависимости от сферы действия и выполняемых функций социальные институты могут подразделяться на: 1) реляционные, определяющие ролевую структуру общества по различным признакам — пол, возраст, образование, вид занятия, способности; 2) р ...
Огюст Конт
О. Конт родился во Франции, в 1789 году. Он получил естественнонаучное образование в Парижской политехнической школе, потом работал домашним учителем математики, экзаменатором и репетитором. С 1817 по 1824 годы был секретарем у выдающегос ...
Внутренние и внешние группы
Мощное влияние на нас оказывают не только группы, которым мы непосредственно принадлежим, но и группы, в которые мы не входим. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Внутренняя ...