Воспитание и развитие детей на примере семейного
детского дома «Китеж»Страница 2
6. Построение единой развивающей среды, которая охватывает основные виды деятельности и отношений детей и взрослых[19].
Понятие развивающей среды до сих пор не нашло должного отражения в педагогической теории. Существует ряд понятий, которыми оперируют в педагогике: воспитательная среда, образовательная среда, социальная среда, наконец, развивающая среда. Для создания четкой дефиниции необходимо проанализировать понятии «среда» и «развитие личности»[20].
Обращение к изучению среды вызвано вниманием к процессу социального развития и формирования личности, которое, как считает С.А. Беличева, не сводится только к целенаправленным усилиям семьи, школы, других воспитательных институтов. Понятие «среда» определяется как социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей связанных общностью этих условий (С.И. Ожегов). Наиболее приемлемое определение дает М.И. Мазур, понимая под средой ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формируется и проявляет свои свойства. Рассматривая таким образом среду, мы можем говорить о том, что результатом взаимодействия с ней выступает развитие личности человека. Б.Г. Ананьев писал: «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека»[21].
Рассматривая воспитание в широком педагогическом смысле, как синоним образования, мы должны признать, что это только один из факторов развития личности. Для управления развитием личности и ее социализацией нам необходимо управлять еще и средой, с которой человек выстраивает и гармонизирует свои отношения.
Цель создания развивающей среды определяется как развитие личности ребенка. Л.С. Выготский утверждал, что психическая природа человека является психическим отражением совокупности общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности. В.Н. Мясищев под личностью понимал систему отношений человека к окружающей действительности, иногда деятельность субъекта принимают как основание личности и тогда это совокупность общественных по своей природе отношений человека к миру, которые реализуются его деятельностью (А.Н. Леонтьев). В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев личность видят как человека представителя общества, определяющего свободно и ответственно свою позицию среди других людей. «Человек как личность свободно и осознано принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты». Поэтому главная направленность развития личности усматривается в самореализации свои сущностных сил в процессе деятельности, освоения социальных ролей, создание отношений.
Развивающая среда, таким образом, представляется как многоуровневое, иерархически построенное пространство, целенаправленно организующее развитие личности человека посредством активизации природных, социальных, педагогических и личностных ресурсов природной среды, социума и человека, что выражается в изменении отношений, социальных ролей и освоении новых видов деятельности.
Говоря о результатах становления личности, правомерно суждение А.К. Лукиной, что «источником и результатом … развития выступает освоение новых видов деятельности, новых социальных пространств и новых отношений»[22]. Результаты развития личности в условиях общины могут быть описаны в этих трех направлениях:
Благотворительность в России: уроки истории
Сейчас, как никогда, необходимо воспитывать в людях любовь, уважение и сострадание, которыми славился русский народ еще в стародавние времена. Каждый гражданин и общество в целом должны осознать необходимость этих качеств для каждого конк ...
Эволюционизм
Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера – эволюционизм. По его определению эволюция является интеграцией материи, именно эволюция переводит материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную ...
Проблемы адаптации при получении образования
детьми-инвалидами
Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - получение доступного образования. У ч ...