SociologyBest

Основы социологии

Воспитание и развитие детей на примере семейного детского дома «Китеж»
Страница 3

Материалы » Анализ функционирования детских домов » Воспитание и развитие детей на примере семейного детского дома «Китеж»

1. Для освоения новых видов деятельности необходимо формировать стремление к субъектной позиции, что проявляется в таких качествах как активность, инициативность, целеустремленность, энергичность, открытость и др. Совместная деятельность взрослых и детей выступает как основа установления взаимодействия, возможность обрести совместные смыслы, создать общность интересов, почувствовать доверие.

2. Освоение новых социальных пространств предполагает направленность на присвоение социальных ролей (ученик, сын, дочь, лидер, труженик, член детского совета и др.). Социальная роль помогает ребенку идентифицировать себя, строить отношения с другими людьми; апеллировать к своим правам, понимать ответственность за дело; стремиться соответствовать требованиям со стороны социума, реализовывать свои потребности, изменять свои жизненные условия в социуме.

3. Отношения строятся на основе переживания своих потребностей при контакте с окружающей средой. Ведущую роль в освоении новых отношений имеют эмоциональные переживания, эмоциональная оценка объектов окружающего мира с точки зрения удовлетворения своих базовых потребностей. Именно с эмоционального переживания начинается построение отношений в любой сфере жизнедеятельности. Ведущее значение в этом процессе приобретают ценностные отношения как ядро личности. Ценностные отношения формируют личные ценности и ценностные ориентации ребенка. Ценности и ценностные ориентации, присвоенные личностью, включены в структуру направленности личности, которые выступают ведущей характеристикой личности. Направленность определялась по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (Прангишвили). Поэтому от содержания ценностных отношений зависит активность и ее качество у ребенка, что позволяет, при соответствующих ценностях, воспитать ребенка субъектом собственного развития. Базовыми ценностями общины «Китеж» являются: индивидуальность личности человека, соборность как способ совместной жизни людей, чувство долга и ответственность, творчество и активность, нравственность, патриотизм как верность Родине, толерантность, самосознание, самореализация, познание[23].

При создании развивающей среды семейного детского дома, были учтены природно-ландшафтные и социально-педагогические характеристики: гео-экологические – семейный детский дом расположен в экологически чистом месте, около заповедника и строится по принципам экопоселения, т.е. формируется своя среда обитания, включая все природные компоненты: животный и растительный мир, дома, ферма, огород, поле; социально-экономические – община «Китеж» имеет помимо государственной поддержки и собственную экономическую базу, которая строится на таких подразделениях хозяйства как агрокомпания «Китеж-Агро», занимающаяся выращиванием столового картофеля по голландским технологиям; подсобное хозяйство, дающее молоко и яйца; пилорама; фермерское хозяйство, занимающееся скотоводством; психолого-терапевтические и социально-образовательные – педагогическая община является системой, главная цель которой – развитие детей, что отражает приоритет направлений работы; семейные – приемные семьи составляют единое социальное пространство, направленное на взаимное сотрудничество, совместное решение возникающих проблем, создание коллектива единомышленников; межличностные отношения – основой любого взаимодействия считаются отношения, возникающие между субъектами совместной деятельности; развивающие ресурсы начинают воздействовать на ребенка, если он проявляет свою активность, осваивает окружающую среду, что активизируется межличностным общением людей в разновозрастных группах, возможностью выстроить желаемые отношения с любым членом общины[24].

Страницы: 1 2 3 4 5


Социальные отношения на международном уровне. Глобальный уровень общества
Ученые с древнейших времен пытались систематизировать геополитическое пространство Земли - разделить его не только на страны и континенты, которые существуют вполне реально, но также на системы (капиталистическая и социалистическая), миры ...

Основные направления российской социологической мысли и социологи России конца XIX - начала ХХ века
Этот этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства. Если за рубежом русскую социологию приветствовали, то России термин “социология” был запрещ ...

Социальные последствия приватизации государственной собственности в России
Основное содержание конфликтов в социально – экономической сфере связано с перераспределением (приватизацией) собственности и становлением рыночных отношений, которые неизбежно приводят к поляризации социальных групп. Приватизация – форм ...