SociologyBest

Основы социологии

Самоорганизация общества – диалектика части и целого
Страница 1

Материалы » Структура управления и роль в самоорганизации общества » Самоорганизация общества – диалектика части и целого

Общество является сложной самоорганизующейся системой, обладающей свойством адаптации к изменению условий внешней среды, способной изменять структуру при взаимодействии со средой, при этом, сохраняя свои свойства целостности и формировать возможные варианты поведения, выбирая из них лучшие.

Самоорганизация общества характеризуется рядом признаков: нестационарность отдельных параметров и схоластичность поведения; уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях; способность адаптироваться к изменяющимся условиям и помехам; принципиальная неравновестность; способность противостоять энтропийным тенденциям; способность вырабатывать варианты поведения и изменять свою структуру; стремление и способность к целеобразованию.

Самоорганизация представляется спонтанным порождением структур порядка и организации из беспорядка и хаоса в открытых неравновесных системах, обменивающихся с окружающей их средой веществом, энергией и информацией.

«Самоорганизация – понятие, характеризующее способность сложных систем выходить на новый уровень развития, и в частности, все в большей степени проявлять такие свойства как способность противостоять энтропийным процессам и развивать антиэнтропийные тенденции, адаптироваться к изменяющимся условиям, преобразуя при необходимости свою структуру» (4.-с.408).

Общество обладает такими свойствами и способно к самоорганизации.

Изменяясь под воздействием множества факторов общество, адаптируется к изменяющимся условиям.

Процессы универсальной самоорганизации могут моделировать при структурно-эволюционных изменениях сложноорганизованных систем, касающихся соотношения устойчивости и неустойчивости.

Поиск равновесности в неустойчивом состоянии системы приближает к образу интуитивно понимаемого социального порядка.

Различая два типа устойчивости, синергетика связывает один из них с термодинамической необратимостью, второй со случайными отклонениями около конечного состояния, отклоняясь от него лишь на небольшие расстояния и на короткие промежутки времени.

В первом случае система находится в состоянии близком к равновесию, применимом к идеальным и закрытым системам или открытым системам с высоким уровнем энтропии.

Во втором, отклонения связаны с теми незначительными изменениями условий, возникающих из-за открытого состояния системы.

Перейдя в одно из микроскопических состояний, соответствующих макроскопическому состоянию хаоса, составляющему подавляющее большинство всех возможных микроскопических состояний, общество станет глобальным асимптотически устойчивым состоянием – глобальным аттрактором.

«Аттрактор – предельное состояние, достигнув которого, система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний» (2.-с.459).

Глобальный аттрактор – исключительно сильная форма устойчивости, связанная с неуклонным ростом изменений.

Характеризуемый максимальной симметрией, глобальный аттрактор находится в равновесном, симметричном состоянии, соответствующим интуитивному образу порядка максимально устойчив.

Открытая система изменяется за счет разворачивания в ней внешнего вклада энергии и ресурсов. В ней происходят два противоположных процесса: поток энтропии, зависящий от обмена с окружающей средой, и производство энтропии, обусловленное необратимыми процессами внутри системы.

Производящая энтропию физико-химическая активность постоянна в открытой системе, из чего возникает особого рода устойчивое состояние в ней самой, находящейся вдали от равновесия.

При всем постоянстве, состояние энтропии открытой системы неустойчиво и проявляется в чрезвычайной чувствительности к флуктуациям.

«Флуктуации – случайные отклонения мгновенных значений величин от их средних значений, показатель хаотичности процессов на микроуровне системы» ( 5.- с.228).

«Возможность потери устойчивости состояний, далеких от равновесия, при определенных условиях открывает путь переходным явлениям, приводит к новому режиму функционирования, отличному от нормального, устойчивого поведения» (3.- с.167).

Неравновесная система может реагировать на флуктуации самым решительным образом, формируя новые динамические состояния, называемые диссипативными структурами.

Страницы: 1 2


Культура и общество
Как уже говорилось выше общественные науки – это науки, предметом изучения которых является человек, общество и культура, причём культура и общество находятся в непрерывном взаимодействии, а человек является как бы «посредником» между ним ...

Концепция модернизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
В 2003 г. Минэкономразвития и торговли России разработало Концепцию модернизации системы ОМС. В документе констатировалось, что введение страхового механизма мобилизации дополнительных ресурсов в бюджетную модель здравоохранения в виде ОМ ...

Толерантность как основа конфессиональной стабильности в Дагестане
Толерантность в социологии (от лат. Tolerantia - терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Толерантный человек мыслиться как человек, действующий в духе золотого правила нравс ...