Самоорганизация общества – диалектика части и целогоСтраница 1
Общество является сложной самоорганизующейся системой, обладающей свойством адаптации к изменению условий внешней среды, способной изменять структуру при взаимодействии со средой, при этом, сохраняя свои свойства целостности и формировать возможные варианты поведения, выбирая из них лучшие.
Самоорганизация общества характеризуется рядом признаков: нестационарность отдельных параметров и схоластичность поведения; уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях; способность адаптироваться к изменяющимся условиям и помехам; принципиальная неравновестность; способность противостоять энтропийным тенденциям; способность вырабатывать варианты поведения и изменять свою структуру; стремление и способность к целеобразованию.
Самоорганизация представляется спонтанным порождением структур порядка и организации из беспорядка и хаоса в открытых неравновесных системах, обменивающихся с окружающей их средой веществом, энергией и информацией.
«Самоорганизация – понятие, характеризующее способность сложных систем выходить на новый уровень развития, и в частности, все в большей степени проявлять такие свойства как способность противостоять энтропийным процессам и развивать антиэнтропийные тенденции, адаптироваться к изменяющимся условиям, преобразуя при необходимости свою структуру» (4.-с.408).
Общество обладает такими свойствами и способно к самоорганизации.
Изменяясь под воздействием множества факторов общество, адаптируется к изменяющимся условиям.
Процессы универсальной самоорганизации могут моделировать при структурно-эволюционных изменениях сложноорганизованных систем, касающихся соотношения устойчивости и неустойчивости.
Поиск равновесности в неустойчивом состоянии системы приближает к образу интуитивно понимаемого социального порядка.
Различая два типа устойчивости, синергетика связывает один из них с термодинамической необратимостью, второй со случайными отклонениями около конечного состояния, отклоняясь от него лишь на небольшие расстояния и на короткие промежутки времени.
В первом случае система находится в состоянии близком к равновесию, применимом к идеальным и закрытым системам или открытым системам с высоким уровнем энтропии.
Во втором, отклонения связаны с теми незначительными изменениями условий, возникающих из-за открытого состояния системы.
Перейдя в одно из микроскопических состояний, соответствующих макроскопическому состоянию хаоса, составляющему подавляющее большинство всех возможных микроскопических состояний, общество станет глобальным асимптотически устойчивым состоянием – глобальным аттрактором.
«Аттрактор – предельное состояние, достигнув которого, система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний» (2.-с.459).
Глобальный аттрактор – исключительно сильная форма устойчивости, связанная с неуклонным ростом изменений.
Характеризуемый максимальной симметрией, глобальный аттрактор находится в равновесном, симметричном состоянии, соответствующим интуитивному образу порядка максимально устойчив.
Открытая система изменяется за счет разворачивания в ней внешнего вклада энергии и ресурсов. В ней происходят два противоположных процесса: поток энтропии, зависящий от обмена с окружающей средой, и производство энтропии, обусловленное необратимыми процессами внутри системы.
Производящая энтропию физико-химическая активность постоянна в открытой системе, из чего возникает особого рода устойчивое состояние в ней самой, находящейся вдали от равновесия.
При всем постоянстве, состояние энтропии открытой системы неустойчиво и проявляется в чрезвычайной чувствительности к флуктуациям.
«Флуктуации – случайные отклонения мгновенных значений величин от их средних значений, показатель хаотичности процессов на микроуровне системы» ( 5.- с.228).
«Возможность потери устойчивости состояний, далеких от равновесия, при определенных условиях открывает путь переходным явлениям, приводит к новому режиму функционирования, отличному от нормального, устойчивого поведения» (3.- с.167).
Неравновесная система может реагировать на флуктуации самым решительным образом, формируя новые динамические состояния, называемые диссипативными структурами.
Религия в социологической концепции М. Вебера
Степень рационализации, как показывает Вебер, обратно пропорциональна силе влияния магического элемента, который присутствует в каждой религии. Эта пара противоположностей (рациональное — магическое) является одним из главных инструментов ...
Интервьюирование
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует получе ...
Социальна сфера экономики.
Социальная сфера экономики включает в себя все, что непосредственно относится к обществу, людям и их жизни. Социальная экономика- это система жизнеобеспечения людей и общества. По всей целевой направленности все экономические процессы явл ...