Понятие «студенчество»
в контексте социологии культурыСтраница 2
На основе данной цитаты И.В. Милицина делает вывод о том, что именно различие в «картинах мира» делит общество на идентификационные группы – группы, связанные не только демографическими, возрастными, профессиональными характеристиками, но и общим видением мира, общими духовными ценностями.
Приступая к рассмотрению дефиниции «студенчество» в контексте социологии культуры, следует обратить внимание на то, что в существующей отечественной литературе нет единого мнения о сущности студенчества, его месте в социальной структуре общества, о специфике его социализации, о роли в обществе и т.д. Большая часть теоретических исследований студенчества представлена в работах таких российских социологов, как С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, А.А. Козлова, О.И. Карпухина, Ю.С. Колесникова, Б.Г. Рубина, Т.Э. Петровой, Е.Г. Слуцкого, А.С. Ваторопина, Ю.Р. Вишнеского, В.Т. Шапко, В.Ф. Пугач и др.
Становление теоретико-методологических принципов исследования студенчества происходило параллельно развитию социологии в целом. Изначально социология студенчества базировалась на количественных методах анализа эмпирических данных, получаемых на основе проведения обширных полевых исследований: опросов, анкетирования, тестирования и др. По мере накопления данных описательной социологии постепенно формируется теоретико-методологическая база социологии студенчества, представленная собственно методологией и терминологией, что позволило совершить существенный скачок в объяснении структуры и функции студенчества.
Так, В.Т. Лисовский выделил три исследовательских подхода в социологии молодежи:
· научный – исследование молодежи в становлении и развитии конкретных исторических, социальных условий, в которых проходит их жизнедеятельность;
· критически-осуждающий (негативный) – характерен для социологов, рассматривающих студенческую молодежь как «потерянное» поколение;
· восторженно-оптимистический – проявляющийся в идеализации молодежи.
Т.Э. Петрова – автор наиболее содержательного исследования по социологии студенчества – в истории становления исследуемой проблематики определяет три основных этапа:
· первый этап (1960-1970 гг.) – характеризуется постепенным «совершенствованием разновидностей применяемых количественных методов, апробацией всевозможных их комбинаций, освоением новых математических методов анализа в целях повышения уровня интерпретации социальной информации»;
· второй этап – по мере освоения достижений современных западных социологов: Р. Мертона, П. Бурдье, П. Сорокина, Т. Парсонса, социология студенчества прилагает их методологический и терминологический аппарат к проблеме анализа студенческой молодежи. На данном этапе студенчество воспринималось как гетерогенная социокультурная общность, функцией которой является воспроизводство символического капитала общества и его авангарда в виде интеллигенции, интеллекта нации;
· третий этап (современный) – ознаменовался «интенсивным освоением качественных методов исследования, которые задают совершенно иные параметры выборочных процедур, механизмы выдвижения гипотез, обобщения и анализа собранных данных».
В нашей стране, начиная с 60- годов XX столетия начало изучаться студенчество как специфическая социальная группа. По данной проблеме в это время было написано много работ, в основном для всех этих работ был ориентир на коммунистическое развитие общества в целом. Немного позже этот ориентир сменился задачей формирования в советском союзе общества с развитым социализмом. Главная роль отводилась студенчеству как реализатору коммунистических идей.
В настоящее время проводится множество социологических исследований студенческой молодежи, что естественным образом создает предпосылки необходимости более конкретных теоретических обобщений. Тем не менее, и в настоящее время в социологической науке проблема синтеза тории и эмпирики по проблеме студенчества существует и является весьма актуальной, поскольку это обеспечит уточнение дефиниции «студенчества», выявление сущности студенчества, определение его места и роли в современной российском обществе.
Социальная коррекция психологических установок безработных граждан на
трудоустройство
В настоящее время специалистам службы занятости часто приходится сталкиваться с низким уровнем или отсутствием мотивации к работе у приходящих на прием граждан. Оказать помощь человеку в трудоустройстве, если тот не хочет работать, весьма ...
Краткая характеристика методов и технологий социальной
работы в исправительном учреждении
Становление современного правового государства и развитого гражданского общества в Российской Федерации невозможно без коренной реконструкции всей отечественной пенитенциарной системы. Проблема коренного реформирования пенитенциарных учре ...
Теория «социального действия»
Целерациональное действие не есть некий всеобщий тип действия, напротив, он даже, по Веберу, не является преобладающим в эмпирической реальности. Целерациональное действие — это идеальный тип, а не эмпирическое обобщение. Именно целерацио ...