SociologyBest

Основы социологии

В научной литературе, посвященной проблемам русскоязычных иммигрантов, приехавших в зарубежные страны с начала 1990-х годов, социально-экономический аспект занимает относительно скромное место.

Объяснение этому следует искать, прежде всего, в ограниченности официальной информации - статистических данных, публикуемых государственными ведомствами. Хотя в разные годы всё же были проведены 9 исследований интеграции отдельных групп русскоязычных иммигрантов, специалисты отмечают, что в них нет последовательности, а главное, отсутствует общая картина социально-экономического положения русскоязычной общины и анализ основных показателей ее интеграции[1].

Попытки типологизировать миграционные процессы неоднократно предпринимали ученые различных наук.

В настоящее время при типологизации миграционных перемещений используются множественные основания, которые часто пересекаются. Используется исторический (например, постколониальное перемещение) и географический контекст, а также общепризнанные названия миграции, например перемещение беженцев, трудовая миграция. Такого рода типологии не в состоянии подняться выше описательного уровня и не имеют большой обобщающей ценности. По мнению специалистов, любая типологизация должна содержать определенные концептуальные и логические соотношения между субъектами миграционных процессов, что даст возможность, с одной стороны, анализировать фактический материал в терминах этой концептуальной структуры, а с другой стороны, обосновывать концептуальное видение типов миграции для возможного развития теории.

Субъектами международной миграции, согласно классификации ООН, являются студенты-иностранцы; иностранцы, приехавшие с целью профобучения; различные категории трудящихся-мигрантов; мигранты, прибывшие с целью воссоединения или создания семьи; иммигранты (или мигранты-поселенцы); беженцы; лица, ищущие убежища — лица, которым разрешено пребывание по гуманитарным соображениям.

Специалисты из ООН определяют иммигранта как человека, покинувшего страну своего последнего местожительства и прибывшего в другую страну на срок более чем один год.

Иммиграция играла важнейшую роль в заселении некоторых частей света и существенную, а иногда и решающую, в формировании новых государств (например, США, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Израиля, Канады, Аргентины и др.) Кроме традиционных стран иммиграции, со второй половины XX в. ими стали практически все страны Западной и Северной Европы, а также большая часть стран Южной Европы. Основную часть иммигрантов принимают Германия, Франция, Великобритания, Израиль, а также Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды.

Система мер по регулированию иммиграционных потоков в большинстве стран включает в себя: законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов; институционные службы по иммиграции; межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы.

Регулирующие мероприятия стран иммиграции определяют количество иммигрантов, допускаемых в страну; устанавливают профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру иммиграции и продолжительность пребывания в стране. Непосредственное осуществление иммиграционной политики возложено на специальные организации — национальные службы иммиграции, созданные при министерствах труда и внутренних дел, регулирующих социальное положение прибывших в страну.


Социальные институты
Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов. Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институты обес ...

Теории социализации
Младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с ...

Социальная коррекция психологических установок безработных граждан на трудоустройство
В настоящее время специалистам службы занятости часто приходится сталкиваться с низким уровнем или отсутствием мотивации к работе у приходящих на прием граждан. Оказать помощь человеку в трудоустройстве, если тот не хочет работать, весьма ...