Механизмы взаимодействия образования и рынка трудаСтраница 1
Для России ныне характерен глубокий и растущий разрыв между интересами образовательных институтов как таковых и требованиями к системе образования со стороны потребителей ее услуг: обучающихся, их семей, работодателей, государства. Образовательные институты все еще во многом искусственно изолированы от тех проблем, на решение которых следует нацелить их деятельность: обеспечение занятости, расширение карьерных возможностей выпускников, содействие позитивным структурным сдвигам в экономике, эффективное использование бюджетных средств, удовлетворение платежеспособного спроса на образовательные услуги и т.д.
Между тем именно поскольку образование призвано сыграть ключевую роль в обеспечении долгосрочного экономического и социального развития, стратегический выбор должен состоять в ином. Политика образования должна стать важнейшим инструментом активной и регулируемой адаптации людей к меняющимся объективным условиям.
В числе факторов, обуславливающих диспропоции между уровнем подготовки специалистов и требованиями работодателей , специалисты кадровых служб чаще всего называют недостаточный практический уклон подготовки специалистов в высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Актуальность проблемы становится очевидной в силу расширения сферы платного образования. Если вложения в человеческий капитал будут неконкурентоспособны, то инвесторы начнут использовать альтернативные возможности вложения денежных ресурсов. Вузы до сих пор часто работают по программам и планам, далеко не всегда совпадающим с потребностями работодателей.
Что же касается платного образования, при котором, учебное заведение более заинтересовано в студенте, чем студент в образовании, то оно лишь усилило опаску работодателей по отношению к представляемым дипломам.
Работодатели отмечают, что соискателей достаточно много, но они в большинстве своем не соответствуют требованиям по уровню подготовки. Найти хорошего специалиста даже крупной фирме, обладающей приличным бюджетом, сегодня по-прежнему не просто. И дело здесь не в деньгах, а в качестве реального предложения на рынке труда. В исследовании, проведенном в 50 странах мира, результаты которого приводит Е. Сумарокова[6], были выявлены закономерности отдачи от вложений в образование, проявляющиеся в следующем.
· В каждой возрастной группе работники с профессиональным образованием зарабатывают больше.
· С возрастом заработная плата увеличивается в большей мере для более образованных работников.
Рост объема частных инвестиций в систему профессионального образования, увеличение количества и доли студентов, получающих образование на условиях полного возмещения затрат, ставят вопрос об экономической эффективности данных инвестиций. Сегодня возникает проблема возврата средств, вложенных в образование.
Устойчивый интерес к услугам учреждений высшего профессионального образования без учета объема предложения на рынке труда можно объяснить тем, что существует социальный стереотип ценности высшего образования как условия устойчивого социального положения индивида в обществе, сформированный у старшего поколения.
Отношения между образованием и набором специалистов слишком сложны, чтобы их можно было регулировать по схеме «должность—квалификация — уровень образования», поэтому невозможно гарантировать, что образование, полученное отдельно взятой личностью, будет востребовано по прошествии определенного времени. Скорость, с которой происходит обновление технологий (по оценкам специалистов технология производства сейчас практически полностью обновляется примерно за десять лет), приводит к тому, что выпускник вуза должен быть готов к постоянному повышению квалификации и освоению новых специальностей.
Свойства мер расслоения
Меры расслоения вводятся для того, чтобы иметь возможность сравнивать благосостояние разных обществ, или, говоря языком математики, разных распределений. При этом считается, что чем больше интуитивное представление о расслоении, тем больш ...
Процессы совершенствования профессиональной ориентации и трудовой адаптации
на современном этапе. Совершенствование процесса
профессиональной ориентации в образовательных учреждениях
«Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста ...
Концепция модернизации системы обязательного медицинского страхования в
Российской Федерации.
В 2003 г. Минэкономразвития и торговли России разработало Концепцию модернизации системы ОМС. В документе констатировалось, что введение страхового механизма мобилизации дополнительных ресурсов в бюджетную модель здравоохранения в виде ОМ ...