SociologyBest

Основы социологии

Сущность агрессии и агрессивного поведения. Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Страница 3

Материалы » Специфика социально-педагогической работы с подростками агрессивного поведения » Сущность агрессии и агрессивного поведения. Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста

Анализ приведённых данных свидетельствует о том, что у 10–11 – летних детей преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия.

Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию [25, с. 67].

Понятие агрессии и агрессивного поведения.

Существует множество определений агрессии и теорий о ее причинах и видах. Общепринятого определения нет. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм) очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард) [12, с. 167].

Агрессивное поведение – враждебные действия, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности агрессивное поведение может быть: 1) непосредственным, прямым, т.е. направленным против объекта, который является источником фрустрации; 2) смещенным, когда индивид, испытывающий фрустрацию, не может направить свое агрессивное поведение непосредственно против источника фрустрации и ищет «козла отпущения». Поскольку устремленное вовне агрессивное поведение (гетероагрессия), как правило, подвергается со стороны общества санкциям социальным, что усиливает фрустрацию, у человека может выработаться механизм, направляющий агрессивные импульсы внутрь, на самого себя. Такое агрессивное поведение называется аутоагрессией. Она проявляется в актах самоуничтожения, самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных повреждений и самоубийства. У человека вследствие социализации агрессивное поведение приобретает многообразные формы. Различают агрессию социально приемлемую, когда напряжение и тревога, вызванные фрустрацией и конфликтом, разрешаются в действиях, соответствующих нормам социальным, и агрессивное асоциальное поведение, проявляющееся в действиях, не согласующихся с нормами поведения (ругань, оскорбления), вплоть до деструктивных актов [3, с. 67].

Фрустрация (от лат.frustratio – обман, тщетное ожидание) – психологическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными различными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости. (Психологический словарь)

Страницы: 1 2 3 4 5


Внешние миграционные процессы
Важной компонентой изменения общей численности населения является миграция. Россия пережила несколько крупных эмиграционных потоков, повлиявших на уменьшение численности населения. Прежде всего, это так называемый «Великий исход», вызванн ...

Социально значимые мотивы участия в социальном служении
Традиционно, в теоретическом описании трудовой деятельности, теории мотивации разделяют на содержательные и процессуальные. Процессуальные теории объясняют поведение людей, исходя из результатов их деятельности, которые можно измерить. Со ...

Характеристики малой группы
Так что же такое малая социальная группа? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде необходимо определить, что такое социальная группа вообще и в чем отличие малой социальной группы от большой. Социальная группа есть совокупность индивидов, ...