SociologyBest

Основы социологии

Культура – фактор социальных изменений. Социальные функции культуры
Страница 1

Материалы » Культура, как фактор социальных изменений » Культура – фактор социальных изменений. Социальные функции культуры

Культура - это мир человека. Создание и сохранение культуры является не самоцелью, а способом существования и выживания человека, как общественного существа и общества, как человеческой организации. Из этого вытекают основные задачи, которые решает культура: во-первых, это социализация человека, т.е. сохранение и приумножение в нем всего истинно человеческого, а значит и общественного; во-вторых, это такая организация жизни общества, которая служила бы дальнейшему общественному процветанию во имя человека. В процессе решения этих социальных задач культура, как любая разветвленная и многоуровневая система, выполняет множество разнообразных функций. И если формообразования культуры со временем меняются, то осуществляемые ею функции в своей основе остаются постоянными, ибо из них следует, соответствует та или иная жизненно важная потребность общества, составляющим его социальным группам и личностям.[8]

Исходя из этого первая социальная функция культуры – это природопреобразующая функция. Человек и общество в целом просто не способны существовать без природы, причем природы преобразованной, приспособленной посредством культуры для существования. Природопреобразующая функция культуры неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. Так, многие восточные культуры практически не стремились осваивать природу вне себя, однако они освоили внутренние ресурсы человеческой натуры выработали сложные системы психотехники, развития памяти, воображения, воли и чувствительности. И наоборот, более практичные европейцы, веками стремившиеся к экспансии (как экономической, так и политической), более успешно осваивали «внешнюю» природу.

С природопреобразующей функцией культуры неразрывно связана и функция, отражающая потребность человека и общества в поддержании равновесия между человеком и окружающей средой. Выполняя эту защитно-адаптивную функцию, культура создает и постоянно совершенствует раз-личные средства защиты, причем не только материальные в виде огня, одежды, жилых зданий и т.п., но и в форме соответствующего знания о том, как вести себя в той или иной ситуации, как определить потенциального и реального врага, будь то живое существо или условие, обстоятельство. Без этого существование человека и всего общества практически невозможно.

Следующая социальная функция культуры — человекотворная, человекоформирующая. Она связана с потребностью человека продлить себя в человеческом существовании и не быть отторгнутым обществом, в котором он живет. Человекотворную функцию называют еще и воспитательной, так как культура и только культура делает человека человеком. И начинается это воспитание с того, что культура определяет «поле деятельности» человека, дает ему возможность реализовывать свои возможности.[9]

Культура не приобретается человеком биологическим путем (хотя генетически ему могут быть переданы определенные предпосылки для ее усвоения). Только по мере реализации, т.е. по мере освоения знаний, верований, идеалов, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций социальной группы, своего народа и всего человечества, индивид становится полноценной личностью и членом общества. При этом каждое новое поколение, каждая отдельная личность неизменно проходит свой, и только свой путь избирательного освоения культуры общества. Это освоение может осуществляться, как организованно под контролем общества и его структур в учреждениях воспитания и образования, так и самостийно путем самовоспитания и самообразования. В результате человек не только становится носителем, восприемником и продолжателем культуры, но и приобщается к социальной жизни, получает или изменяет свой социальный статус и социальную роль. Вовлеченные в процесс социализации, который продолжается всю жизнь, люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают отношения с другими членами общества, социальными группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Они развивают свой внутренний мир, творчески реагируют на социальные требования, осознают их смысл, принимают решения и делают нравственный выбор. Поэтому человеческое в человеке определяется, как степенью приобщения его к культурному богатству, культурному наследию, так и степенью самореализации. Только это позволяет человеку чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно и вместе с тем стабилизирует общество, создает условия для его нормального функционирования, повышает "живучесть", обеспечивает необходимую преемственность в его развитии.[10]

Страницы: 1 2 3


Теоретико-методологические аспекты исследования политических установок молодежи. Политические установки как элемент политической культуры: понятие и виды
Огромную роль в формировании политического мышления играют политические установки. Понятие «установка» относится к наиболее сложным и размытым в политической психологии. В общем виде, это предготовность субъекта реагировать тем или иным к ...

Культурная ценность террора
Соответственно, терроризм далеко не всегда и всеми оценивался отрицательно. Террор не только рассматривался как одна из приемлемых форм противоборства, но и лежал у истоков многих государств. Известный просветитель XVIII в. Монтескье опис ...

Историческое значение марксовой теории[11]
Согласно точке зрения Маркса, формации — это «ступени» развития общества, от наименее прогрессивной — к наиболее прогрессивной. Выяснив, к какой формации относится то или иное общество, социолог получает возможность определить его историч ...