SociologyBest

Основы социологии

Нормативно-целевое планирование уровня развития социальной сферы региона
Страница 1

Материалы » Социально-демографическая политика в современной России » Нормативно-целевое планирование уровня развития социальной сферы региона

При анализе условий социально-экономического развития региона первостепенное место занимает вопрос оценки степени достижения главной цели такого развития - уровня и качества жизни населения, соответствующего принятым в обществе социальным стандартам (нормам). В связи с этим встает задача оценки и анализа интуитивно понятной, но недостаточно изученной категории, характеризующей условия и образ жизни людей. Существует множество частных показателей, характеризующих социальное положение регионов. Однако сравнение различных регионов даже по небольшому числу показателей методически сложно. Искомый показатель должен удовлетворять следующим требованиям: отражать конечные результаты социального развития; характеризовать обе его стороны- изменения и процесса, и результата; количественно измерять развитие, достигаемое в результате внедрения социальных достижений. Таким показателем является уровень социального развития (УСР).

Рассмотрим методику построения УСР. При построении УСР необходимо учитывать два основных момента: первый - теоретического характера - заключается в определении его составляющих и отборе первичных (измеримых) признаков, второй - методического плана - в нахождении методов сведения различных признаков (по характеру, единицам измерения, социальной значимости) в единый показатель.

В качестве первичных взяты следующие удельные показатели: коэффициент рождаемости, средняя номинальная начисленная заработная плата работников организаций, средний размер банковского вклада физических лиц на рублевых счетах, число больничных коек, численность врачей, ввод в действие жилых домов, индексы физического объема оборота розничной торговли. Значения отобранных показателей публикуются в статистических сборниках.

Для интегрирования частных показателей применен таксонометрический показатель В. Плюты, рассчитываемый на базе матрицы данных, составленной из стандартизованных значений первичных признаков. Стандартизация позволяет избавиться от единиц измерения (стоимостных и натуральных). Использование данного метода предполагает предварительное масштабирование показателей. За эталон принимается максимальное значение каждого частного показателя по всем регионам в течение рассматриваемого периода. Для обеспечения универсальности УСР переведен в относительную форму относительно эталона (нормы).

Рассчитанные значения УСР областей Центрального федерального округа за 2002-2007 годы приведены в таблице 1. Итоговые данные таблицы 1 свидетельствуют о значительной дифференциации областей Центрального федерального округа по уровню социального развития. Белгородская область является абсолютным лидером по развитию социальной сферы. Причем показатель УСР даже этой области ниже среднего значения по округу, что вызвано значительным превосходством развития социальной сферы г. Москва и Московской области (среднее значение по округу приведено без этих регионов). К 6 наиболее развитым можно отнести Воронежскую, Липецкую, Тверскую, Ярославскую области. Наиболее низкий УСР наблюдается в Тульской, Тамбовской, Смоленской, Рязанской областях. Колебания УСР свидетельствуют о том, что развитие социальной сферы подвержено сильным конъюнктурным воздействиям и в условиях незначительного подъема экономического развития социальной сфере все еще уделяется второстепенное внимание.

Основываясь на данных о динамике социального развития областей, органы государственной власти и региональная администрация может проводить политику, направленную на сглаживание социально-экономического положения областей путем целенаправленного распределения финансовых ресурсов. Проведение государственными органами власти эффективной политики направленной на повышение уровня жизни, предполагает реализацию следующих программ: стимулирование экономического роста, целесообразного распределения благ, обеспечение гарантированного уровня образования и медицинской помощи, питания; выдачи трансфертов нуждающимся в получении минимального гарантированного дохода. Такого рода программы только начинают формироваться.

Страницы: 1 2


Разрешение конфликта.
Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента – необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив акти ...

Социальная защита и поддержка населения.
Чем тяжелее экономическая ситуация в той или иной стране, тем чаще и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. Сложность положения заключается в том, что если в стране наблюдается экономический спад, снижается производств ...

Антиструктуралистская тенденция в антропологии и критика проблемы власти
Антиструктуралистская тенденция в антропологии связана с попытками рассказать культурную историю «снизу», дав слово ее ранее «немым» (для западного общества) участникам. Обретя голос, они порождают текст, и мир как текст становится основн ...