SociologyBest

Основы социологии

Взаимодействие социальных работников с представителями молодёжи. Определение понятий молодёжь, субкультура, молодёжная субкультура
Страница 2

Материалы » Язык и символы молодежных субкультур - хиппи, байкеров, растаманов » Взаимодействие социальных работников с представителями молодёжи. Определение понятий молодёжь, субкультура, молодёжная субкультура

Как относительно самостоятельная социально-демографическая группа молодёжь и её социальные проблемы изучаются социологией молодёжи. Молодёжные проблемы, являющиеся предметом научного анализа в социологии, подразделяются на две группы. К первой относят изучение специфических молодёжных социальных проблем: определение сущности молодёжи как общественной группы, особенностей её социального положения (статуса), роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев её возрастных границ; изучение потребностей, интересов, ценностей и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей и анализ социальных аспектов деятельности неформальных молодёжных объединений и движений. Вторую группу составляют проблемы, которые, являясь общесоциологическими, в то же время касаются и молодёжи: проблемы образования, семьи, брака; особенности воспитания; развитие социальной и политической активности молодёжи, её роль и место в структурах власти; специфика социальных противоречий и конфликтов и т.д.

Лисовский В.Т. характеризует молодость как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возраст, связано это с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств – стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Гуревич П.С. даёт определяющее содержание понятию субкультура – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.

В книге Т. Щепанской под субкультурой понимается – знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры. Автор говорит о том, что необходимо отличать субкультуру, как систему знаков и норм, от сообщества, как локального уплотнения межличностных связей. На основе той или иной субкультурной традиции – ее знаков и норм – может возникать множество разных сообществ, а трансляция традиции чаще всего происходит вообще на меж- или надгрупповом уровне (нередко имеются структуры обучения, общие для нескольких групп). Субкультура порождает группировки, которые возникают и перестают существовать, внося свой вклад в копилку ее традиции.

Во многих источниках даны определения молодёжной субкультуры. Так, в словаре культуры и культурологии Кравченко А.И. определил молодёжную субкультуру как совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих подросткам в возрасте от 13 до 19 лет и старше. Формирование молодёжной субкультуры происходит на стыке массовой культуры, основным субъектом и потребителем которой и является молодёжь, и популярной культуры, формирующейся в среде повседневной культуры. Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер – она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков. Молодёжная субкультура обладает своим языком, модой, искусством и стилем поведения. Всё больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Левикова С.И. трактует молодёжную субкультуру как эзотерическую, эскапистскую, урбанистическую культуру, созданную молодыми людьми для себя; это – «элитарная» (т.е. не для всех) культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; культурная подсистема внутри системы официальной, материнской, базовой культуры общества, определяющей стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (мировосприятие) её носителей.

Страницы: 1 2 3


Процессы глобализации и формирование мировой системы
1. Глобальные проблемы современности определяются тем, что развивается сходство условий жизнедеятельности людей всего мира. Оно определяет сходство организационных структур. На этих основах развивается сходство социокультурных представлен ...

Формальные (официальные) и неформальные группы
Формальная группа - это "социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата (продуктов, услуг и т.п.) в рамках разделения труда ...

Идеологическая функция
Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Данная функция является одной из важных функций социологии, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы о ...