SociologyBest

Основы социологии

Взаимодействие социальных работников с представителями молодёжи. Определение понятий молодёжь, субкультура, молодёжная субкультура
Страница 2

Материалы » Язык и символы молодежных субкультур - хиппи, байкеров, растаманов » Взаимодействие социальных работников с представителями молодёжи. Определение понятий молодёжь, субкультура, молодёжная субкультура

Как относительно самостоятельная социально-демографическая группа молодёжь и её социальные проблемы изучаются социологией молодёжи. Молодёжные проблемы, являющиеся предметом научного анализа в социологии, подразделяются на две группы. К первой относят изучение специфических молодёжных социальных проблем: определение сущности молодёжи как общественной группы, особенностей её социального положения (статуса), роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев её возрастных границ; изучение потребностей, интересов, ценностей и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей и анализ социальных аспектов деятельности неформальных молодёжных объединений и движений. Вторую группу составляют проблемы, которые, являясь общесоциологическими, в то же время касаются и молодёжи: проблемы образования, семьи, брака; особенности воспитания; развитие социальной и политической активности молодёжи, её роль и место в структурах власти; специфика социальных противоречий и конфликтов и т.д.

Лисовский В.Т. характеризует молодость как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возраст, связано это с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств – стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Гуревич П.С. даёт определяющее содержание понятию субкультура – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.

В книге Т. Щепанской под субкультурой понимается – знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры. Автор говорит о том, что необходимо отличать субкультуру, как систему знаков и норм, от сообщества, как локального уплотнения межличностных связей. На основе той или иной субкультурной традиции – ее знаков и норм – может возникать множество разных сообществ, а трансляция традиции чаще всего происходит вообще на меж- или надгрупповом уровне (нередко имеются структуры обучения, общие для нескольких групп). Субкультура порождает группировки, которые возникают и перестают существовать, внося свой вклад в копилку ее традиции.

Во многих источниках даны определения молодёжной субкультуры. Так, в словаре культуры и культурологии Кравченко А.И. определил молодёжную субкультуру как совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих подросткам в возрасте от 13 до 19 лет и старше. Формирование молодёжной субкультуры происходит на стыке массовой культуры, основным субъектом и потребителем которой и является молодёжь, и популярной культуры, формирующейся в среде повседневной культуры. Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер – она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков. Молодёжная субкультура обладает своим языком, модой, искусством и стилем поведения. Всё больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Левикова С.И. трактует молодёжную субкультуру как эзотерическую, эскапистскую, урбанистическую культуру, созданную молодыми людьми для себя; это – «элитарная» (т.е. не для всех) культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; культурная подсистема внутри системы официальной, материнской, базовой культуры общества, определяющей стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (мировосприятие) её носителей.

Страницы: 1 2 3


Понятие культуры. Конкретно исторический характер культуры
Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умен ...

Социология политики Пьера Бурдье – самостоятельная социологическая дисциплина. Основные методологические критерии формирования самостоятельной социологической дисциплины
Специальные социологические дисциплины – это такие теории, которые являются теоретическими обобщениями, объясняющие качественную специфику развития и функционирования многообразия социальных явлений. Каждая специальная социологическая тео ...

Теории Ч. Кули и Дж. Мида
Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы си ...