Международные отношенияСтраница 1
Международные отношения представляют собой сферу общения и взаимодействия людей на межгосударственном уровне. Складываются они не между народами, а между государствами. Между народами возникают межнациональные (этнические) и культурные отношения. Они не относятся прямо к политике. Государство - понятие политико-правовое, поэтому международные отношения на самом деле являются межгосударственными.
Употребляя данный термин, подразумевают социальные, экономические и культурные проблемы международной жизни: место и роль государства и национальных интересов в формировании мировой политики, государственный суверенитет и национальная безопасность, источники и формы международных конфликтов и войн, пути и формы их разрешения и т. д.
Данное понятие охватывает очень широкий и очень разнородный круг явлений, поэтому очень сложно структурировать международные отношения, упорядочить их, выделить составные элементы. Тем не менее очевидно, что в ряду ключевых, самых важных элементов международных отношений находятся национальное государство, внешняя политика государства, международная политика, международное право, которые, в свою очередь, включают круг более частных понятий, например, в международную политику входят такие явления, как международные конфликты и войны, терроризм, военно-политическое давление, баланс сил, национальный интерес, концепция коллективной безопасности и др., а в международном праве центральным являются защита прав человека, право на вмешательство и т. п. Поскольку четкого разграничения между понятиями «международные отношения», «международная политика» и «международное право» не существует, то одни и те же явления могут входить в каждое из них. Так, защита прав человека выступает элементом международного права и международных отношений. Термины «международная политика» и «международные отношения» в литературе нередко употребляются как синонимы.
Начиная с древнего мира вплоть до исхода XX столетия в международной политике доминировали великие державы, раньше их называли империями, сегодня - просто государствами. Они устанавливали правила международной политической игры, применяли военную силу для решения политических конфликтов, навязывая свою волю малым государствам, формировали геополитическую карту мира (структуру международной арены), выступали арбитрами в споре между малыми государствами, вмешивались во внутренние дела других государств, всюду преследуя свой национальный интерес. Великие державы контролировали решение вопросов, касающихся распределения мировых ресурсов, мировых цен, сфер влияния и др. Малые государства постоянно боролись за экономическую и национальную независимость, объединялись в политические блоки и союзы, играя на противоречиях и столкновении интересов великих держав.
Ученые считают, что сущность международных отношений не изменилась на протяжении последних тысячелетий. Международные отношения продолжают оставаться полем борьбы за богатство и власть между государствами и военно-политическими блоками. Любое государство, тем более крупное, всегда стремилось увеличить свои вес и влияние за счет других. С помощью угроз или применения силы, формирования коалиций и завоевания зон влияния оно должно сформировать такую международную среду и такие правила политической игры, которые позволяют ему реализовать свои национальные интересы с наименьшими потерями. Иначе говоря, одним из важнейших принципов международных отношений является стремление государств получить контроль над поведением других.
Межгосударственные отношения регулируются разного рода двух- и многосторонними договорами и соглашениями, уставами, хартиями, основанными на международно-правовых нормах и общепринятых правилах поведения государств. Сотрудничество между государствами закрепляется в двух- и многосторонних союзах и договорах. Союзы
Органическая солидарность
Совсем иная структура свойственна обществам, где преобладает органическая солидарность, порождаемая разделением общественного труда и основывающаяся не на сходстве, а на различии индивидов.
Органическая солидарность начинает доминировать ...
Здравоохранение.
За период с 2005 по 2008 год в республике отмечалось улучшение демографической ситуации. Показатель рождаемости увеличился на 12 процентов с 10,5 в 2005 года до 11,8 на 1000 населения в 2007 году (по Российской Федерации – 11,3, по Привол ...
Положение русских в странах Балтии
В странах Балтии наиболее полно представлена точка зрения, что интеграция в европейские структуры является восстановлением европейской идентичности, утерянной в результате присоединения к СССР. По мнению многих эстонских и латышских полит ...
