SociologyBest

Основы социологии

Международные отношения
Страница 3

В целях защиты прав человека и спасения косоваров от геноцида в мае-июне 1999 г. НАТО осуществило военно-воздушное вмешательство во внутренние дела Югославии. Военный конфликт продолжался 78 дней. Несоблюдение прав человека для западных стран часто выступает поводом неоказания финансовой помощи развивающимся странам, а также для политического давления на них. Считается, что те политические режимы, которые придерживаются принципов авторитаризма и тоталитаризма, обязательно нарушают права человека, а США, считающие себя гарантом демократии во всем мире, должны бороться с ними. При этом США ссылается на так называемое «право на вмешательство», согласно которому одно государство (или группа государств) вправе вмешиваться во внутренние дела другого государства по причине нарушения им прав своих граждан, бессилия его властей остановить начавшуюся гражданскую войну, защитить демократию и т. д. За последнее время «право на вмешательство» не раз с одобрения международного сообщества использовалось великими державами в различных регионах земного шара. США и СССР, негласно руководствуясь этим принципом, развязали такие крупные конфликты, как вьетнамская и афганская войны. Этот принцип подразумевался в «доктрине Рейгана», согласно которой военное вмешательство во внутренние дела другого государства, пусть даже с целью свержения правительства, оправдано, если оно позволяет блокировать коммунистические и поддержать демократические силы.

Но вмешательство одной страны в дела другой ограничено принципом суверенитета,

который определяет юрисдикцию государства и предписывает каждому государству уважать суверенитет всех других в пределах их территорий. Из него вытекает требование о невмешательстве одной страны во внутренние дела другой. Международное право признает суверенное национальное государство главным носителем власти не только в рамках отдельно взятой страны, но и на международной арене. Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, заключать межгосударственные договора и соглашения, объявлять войну и заключать мир и т. д. Условием притязаний каждого государства на верховную власть на своей территории является признание и за другими государствами равных прав на ведение дел по своему усмотрению в пределах своих границ. Государства предоставляют друг другу права юрисдикции в пределах соответствующих территорий.

Принцип суверенного равенства выступает стержневым элементом международного права. Он конкретизируется в нескольких важных нормах международного права, рассматривающих государства как единственных или главных носителей прав и обязанностей, как единственных законных агентов применения легитимного насилия, а также как источник порядка и сдержанности в международной системе. В международном праве провозглашается суверенное равенство всех без исключения государств друг перед другом и перед международным сообществом. Всякие пограничные или иные инциденты, возникающие между двумя соседними государствами, должны решаться без вмешательства третьих стран, конечно, кроме тех случаев, когда сами заинтересованные стороны попросят об этом.

Каждое суверенное государство как субъект международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уровни социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5