SociologyBest

Основы социологии

Структура и уровни социологического знания
Страница 1

Материалы » Социология как наука » Структура и уровни социологического знания

В зависимости от уровня знания социологические исследования делят на теоретические и эмпи­рические.

Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональ­ный и генетический. Первый касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Рас­смотрение вопроса в таком аспекте предполагает нахождение связующих звеньев между аппаратом теории и данными на­блюдения и эксперимента, выявление способов эмпирической проверки теоретических положений и т. д. Это возможно лишь при условии, что уже сформировался теоретический уровень научного знания и речь идет об обосновании его соотношения с эмпирическим уровнем. При этом «обратная связь» теории с эмпирией становится важнейшим движущим фактором даль­нейшего совершенствования и развития самого теоретического аппарата науки. Теоретический уровень науки выступает здесь как элемент ее сложившейся, хотя и изменяющейся, развива­ющейся структуры. Второй — генетический — аспект пробле­мы соотношения теоретического и эмпирического знания в науке касается формирования теоретического аппарата, в том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии на­уки к ее теоретической стадии.

Социологическое знание, независимо от его уровня, харак­теризуется двумя функциями: функцией объяснения социальной действительности и функцией ее преобразования.

Деление социологии на «теоретическую» и «эмпирическую» связано с уров­нями знания (теоретическое и эмпирическое) в социологии; деление же социологии на «фундаментальную» и «приклад­ную» — с ориентацией (функцией) социологии: на собствен­но научные или практические задачи. Так, эмпирическое иссле­дование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель — построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социо­логии. Если его цель — выработка практических рекоменда­ций, то оно относится к прикладной социологии. Исследова­ние, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи — преобразование действительности. То же относится и к теоре­тическим исследованиям (по уровню знания). Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с прикладной ориентацией.

Эмпирические социологические исследования по своей организационной структуре и характеру решаемых исследова­тельских задач отличаются от традиционной теоретической ис­следовательской деятельности. Включая в себя элементы теоре­тического знания, необходимые для предварительного анализа изучаемого социального объекта и обобщения полученных ре­зультатов, эмпирическое социологическое исследование требу­ет от ученого умения решать множество организационных про­блем; предполагает профессиональное владение специфичес­кими исследовательскими приемами и навыками получения первичной социологической информации (проведение опро­сов, интервью), математическими методами ее обработки и анализа. Поэтому грамотное проведение социологического ис­следования не только предполагает овладение социологом спе­цифической суммой знаний и навыков, но и требует большого профессионального опыта. В настоящее время внутри самой со­циологической исследовательской деятельности происходит определенная дифференциация исполнительских функций (методологи, методисты, математики и др.), что обусловлено сложностью и уникальностью различных этапов социологичес­кого исследования.

По характеру получаемого знания исследования делят на ме­тодологические (знание о знании) и неметодологические (знаниео предмете). Результатом методологического исследования явля­ются методологические знания, т. е. знания не о предмете соци­ологии, а о средствах исследования этого предмета (методы, процедуры). Заметим, кстати, что фактически методологические исследования являются метатеоретическими, следовательно, могут быть отнесены к сфере метасоциологии.

Методологические исследования относятся к любому уров­ню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии.

В социологии имеют место не только научные или приклад­ные исследования, но и смешанные, в которых решаются и научные, и практические задачи. Независимо от того, прово­дится исследование на одном или двух (теоретическом и эмпи­рическом) уровнях знания, является ли только научным или прикладным, оно, как правило, включает в себя решение ме­тодологических вопросов.

В общем случае социологическое исследование состоит из трех стадий, каждая из которых может представлять собой самостоя­тельное исследование. Первая стадия — собственно методологи­ческая — связана с разработкой программы исследования на ос­нове либо уже имеющихся знаний и методов, либо формируемых заново, специально предназначенных для данного исследования. Здесь могут решаться вопросы, касающиеся применения обще­научных принципов или методов. Как теоретические, так и эмпи­рические знания выполняют на этой стадии методологическую функцию. Вторая стадия — эмпирическая — связана с получе­нием эмпирического знания. Это прежде всего полевое исследо­вание, работа на объекте, сбор социологической информации, ее обработка и анализ. В результате могут быть получены эмпи­рические знания (статистические данные, классификации), по­зволяющие на их основе не только строить теоретическое зна­ние, но и формулировать практические рекомендации. Третья стадия — теоретическая — связана с получением теоретическо­го знания, построением, например, типологии, формировани­ем и развитием социологических теорий. Возможно, что практи­ческие рекомендации могут быть даны лишь на этой стадии, а не на предыдущей. Возможно также, что для формулировки практических рекомендаций достаточно одного лишь теоретичес­кого исследования с использованием уже имеющихся эмпири­ческих знаний, без проведения специального эмпирического ис­следования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Гендерные особенности нравственной социализации личности
В современном общественном сознании, как считают некоторые исследователи, нормы нравственности едва ли не сомнительны, они теряют свой потенциал регулирования общественных отношений, стимула самосовершенствования людей. Система личных нра ...

Социальная динамика
Каждая формация составляет ступень в прогрессе человечества от первобытного общества через антагонистически классовые формации к коммунизму. Маркс выделил пять формаций, представляющих поступательные ступени в развитии человеческого общес ...

Классическая зарубежная социология
Начало XX в. Внесло существенные поправки в представления о том, что объектом и предметом социологии является общество. Слышалось все больше критических замечаний, что социология претендует на роль метанауки, которая стремится вобрать в с ...