SociologyBest

Основы социологии

Структура и уровни социологического знания
Страница 1

Материалы » Социология как наука » Структура и уровни социологического знания

В зависимости от уровня знания социологические исследования делят на теоретические и эмпи­рические.

Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональ­ный и генетический. Первый касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Рас­смотрение вопроса в таком аспекте предполагает нахождение связующих звеньев между аппаратом теории и данными на­блюдения и эксперимента, выявление способов эмпирической проверки теоретических положений и т. д. Это возможно лишь при условии, что уже сформировался теоретический уровень научного знания и речь идет об обосновании его соотношения с эмпирическим уровнем. При этом «обратная связь» теории с эмпирией становится важнейшим движущим фактором даль­нейшего совершенствования и развития самого теоретического аппарата науки. Теоретический уровень науки выступает здесь как элемент ее сложившейся, хотя и изменяющейся, развива­ющейся структуры. Второй — генетический — аспект пробле­мы соотношения теоретического и эмпирического знания в науке касается формирования теоретического аппарата, в том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии на­уки к ее теоретической стадии.

Социологическое знание, независимо от его уровня, харак­теризуется двумя функциями: функцией объяснения социальной действительности и функцией ее преобразования.

Деление социологии на «теоретическую» и «эмпирическую» связано с уров­нями знания (теоретическое и эмпирическое) в социологии; деление же социологии на «фундаментальную» и «приклад­ную» — с ориентацией (функцией) социологии: на собствен­но научные или практические задачи. Так, эмпирическое иссле­дование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель — построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социо­логии. Если его цель — выработка практических рекоменда­ций, то оно относится к прикладной социологии. Исследова­ние, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи — преобразование действительности. То же относится и к теоре­тическим исследованиям (по уровню знания). Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с прикладной ориентацией.

Эмпирические социологические исследования по своей организационной структуре и характеру решаемых исследова­тельских задач отличаются от традиционной теоретической ис­следовательской деятельности. Включая в себя элементы теоре­тического знания, необходимые для предварительного анализа изучаемого социального объекта и обобщения полученных ре­зультатов, эмпирическое социологическое исследование требу­ет от ученого умения решать множество организационных про­блем; предполагает профессиональное владение специфичес­кими исследовательскими приемами и навыками получения первичной социологической информации (проведение опро­сов, интервью), математическими методами ее обработки и анализа. Поэтому грамотное проведение социологического ис­следования не только предполагает овладение социологом спе­цифической суммой знаний и навыков, но и требует большого профессионального опыта. В настоящее время внутри самой со­циологической исследовательской деятельности происходит определенная дифференциация исполнительских функций (методологи, методисты, математики и др.), что обусловлено сложностью и уникальностью различных этапов социологичес­кого исследования.

По характеру получаемого знания исследования делят на ме­тодологические (знание о знании) и неметодологические (знаниео предмете). Результатом методологического исследования явля­ются методологические знания, т. е. знания не о предмете соци­ологии, а о средствах исследования этого предмета (методы, процедуры). Заметим, кстати, что фактически методологические исследования являются метатеоретическими, следовательно, могут быть отнесены к сфере метасоциологии.

Методологические исследования относятся к любому уров­ню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии.

В социологии имеют место не только научные или приклад­ные исследования, но и смешанные, в которых решаются и научные, и практические задачи. Независимо от того, прово­дится исследование на одном или двух (теоретическом и эмпи­рическом) уровнях знания, является ли только научным или прикладным, оно, как правило, включает в себя решение ме­тодологических вопросов.

В общем случае социологическое исследование состоит из трех стадий, каждая из которых может представлять собой самостоя­тельное исследование. Первая стадия — собственно методологи­ческая — связана с разработкой программы исследования на ос­нове либо уже имеющихся знаний и методов, либо формируемых заново, специально предназначенных для данного исследования. Здесь могут решаться вопросы, касающиеся применения обще­научных принципов или методов. Как теоретические, так и эмпи­рические знания выполняют на этой стадии методологическую функцию. Вторая стадия — эмпирическая — связана с получе­нием эмпирического знания. Это прежде всего полевое исследо­вание, работа на объекте, сбор социологической информации, ее обработка и анализ. В результате могут быть получены эмпи­рические знания (статистические данные, классификации), по­зволяющие на их основе не только строить теоретическое зна­ние, но и формулировать практические рекомендации. Третья стадия — теоретическая — связана с получением теоретическо­го знания, построением, например, типологии, формировани­ем и развитием социологических теорий. Возможно, что практи­ческие рекомендации могут быть даны лишь на этой стадии, а не на предыдущей. Возможно также, что для формулировки практических рекомендаций достаточно одного лишь теоретичес­кого исследования с использованием уже имеющихся эмпири­ческих знаний, без проведения специального эмпирического ис­следования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Социализация и адаптация детей-инвалидов. Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов
Мировая тенденция – утверждать и охранять институт детства. На протяжении 20- го века несколько раз принимались важнейшие документы о правах ребенка, послужившие социально-политическими ориентирами для всего человечества. Необходимость в ...

Экономическая эффективность и социальная справедливость. Социальная защита населения
Социальная справедливость в сфере экономики – это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. Так, в разные эпохи считал ...

Законы и принципы социального управления
Закон - система установленных стандартизированных норм, регулирую-щих человеческое поведение с целью социального контроля. Законы науки управления контролируют общие, существенные и необходимые связи, возникающие в общественной жизни. Зак ...